— Мировая автомобильная промышленность борется за выживание. На заре автопрома, в 20-е годы прошлого века, средний размер прибыли в отрасли превышал 20%, в 60-е годы составлял 10%, сегодня лишь 5%. Рост автомобильного рынка в Японии, Америке, Европе, где продается более 80% всех произведенных в мире авто, прекратился.
Проблемы испытывают General Motors, Ford и другие гиганты. Их акции почти исчезли с рынка ценных бумаг. Согласно исследованиям аналитиков Deutsche Bank, автомпром обеспечивает 1,6% капитализации европейских компаний и 0,6% — американских. По мере продолжения финансирования через рынок корпоративных облигаций их задолженность растет. Ведущим автомобильным производителям Европы и США помогают сохранять позиции правительственные субсидии и терпение основателей компаний. Но это не позволяет сделать производство доходным.
Автомобильный бизнес ждут кардинальные, революционные перемены. Покупатели учатся выбирать, становятся более привередливыми. Рынок дробится на малые секторы и предъявляет производителю требование абсолютной гибкости. Уже сейчас в программе Toyota нет ни одного похожего автомобиля — таково требование рынка.
В ближайшем будущем наиболее уверенно будут чувствовать себя не автогиганты, а некрупные автосборочные (200 — 300 тыс. автомобилей в год) предприятия. Зарождается новый тип автомобиле-строения: резко возрастает уровень специализации и унификации, доля унифицированных компонентов с каждым годом увеличивается. Возможно, уже в недалеком будущем производителю конечной продукции будет достаточно иметь в активе сборочную технологию и бренд. Это путь, по которому пошли производители электронной техники.
Эксперты не исключают, что автомобиль эволюционирует в разновидность бытовой электроники: он теряет вес и механическую часть. Автоиндустрия будущего встанет в ряд других производителей товаров народного потребления. Это будет высококонкурентная отрасль с большим количеством игроков на рынке, с высокой динамикой спроса, сильно зависящая от прихоти потребителя.