— Рост спроса на долгосрочное образование действительно наблюдается. В частности, это касается программы МВА, количество слушателей которой по России увеличивается примерно на 20% в год. В широком смысле причины этого очевидны: XXI век — век экономики знаний, знание становится самым дорогим продуктом на планете, а значит, его нужно не только получать, но и уметь создавать. Конкуренция продуктов и услуг уступает место конкуренции интеллекта.
Есть и локальные объяснения роста спроса на образование в регионах. Во-первых, короткие семинары и тренинги не способны передать достаточное количество взаимосвязанных знаний и навыков тем, кто, имея практический опыт, хотел бы сделать новый карьерный рывок. Во-вторых, происходит динамичное расширение и углубление бизнестехнологий, растут требования бизнеса к пониманию и владению ими. Еще совсем недавно такие технологии, как инжиниринг бизнеспроцессов, система сбалансированных показателей (BSC) были уделом консультантов. Сегодня это норма знаний и умений каждого менеджера. Это как с IPO: инструментом привлечения денег и повышения ликвидности собственности пользуются уже многие компании. Самостоятельное освоение таких технологий, без целенаправленных подсказок и наводок специалистов, малодоступно менеджерам. Втретьих, появляются совершенно новые сегменты спроса на программы МВА: остро востребована подготовка специалистовменеджеров, умеющих работать на стыке между бизнесом и властью, а также в сфере телекоммуникаций, медицины и других отраслей.
Растет спрос на МВА и по причине его качества и особых учебных форм. «Хорошее» стимулирует еще большее потребление хорошего. Сегодня мало других форм обучения, где со взрослыми говорят повзрослому, где профессионально используются ролевые имитации, где стараются научить деятельности с использованием нового подхода.
Есть и другие причины роста спроса: к сожалению, уровень первого высшего образования в целом продолжает снижаться — это касается как содержательной части, так и развития креативности студентов. Современным организациям бизнеса нужны не только люди знающие и умеющие, но и имеющие несколько другие взгляды на жизнь, обладающие иным деятельностным рыночным мировоззрением. Этого также не хватает в академическом первом образовании. И этому большое внимание уделяется ведущими школами бизнеса.