Молодежь и власть: уроки истории

5 июня 2006, 00:00
  Урал

Попытки воспитать совершенных людей из подрастающего поколения предпринимались в истории человечества неоднократно. Достаточно вспомнить Древнюю Грецию: мальчики там просто обязаны были пройти этап совершенствования тела и духа под руководством учителей, в том числе передовых мыслителей своего времени. Пожалуй, наиболее эффективно воспитательная схема воплотилась в жизнь в корейском государстве Силла.

504 год нашей эры. На территории нынешней Кореи идет война между тремя этнически близкими государствами. Правитель Силлы Син Хун поставил перед приближенными важную цель — объединить разрозненные и погрязшие в обоюдном истреблении страны. Буддийскому монаху Вон Вану поручено найти выход из положения. Как ни странно, ставка была сделана не на развитие военной техники, а на педагогический прорыв — формирование и воспитание новой элиты.

Так появился общественный институт хваранов (в приблизительном переводе — «юноши-цветы»). Идея проста. Молодых людей из знатных семей увели в горные монастыри. Свободные от правил и установок социума юноши получали великолепное религиозное и светское образование, изучали искусство ведения войны и управления государством. Основным принципом было воспитание нового поколения не на базе формальных идеологических установок, а на фундаменте всестороннего свободного (в рамках реалий того времени) образования.

Ни Вон Ван, ни Син Хун не боялись появления свободно мыслящих и воспитанных скорее на поэтических идеалах, чем на опыте подковерных интриг, будущих руководителей страны, истинной элиты общества. И результат оправдал их надежды. 16 —17-летние хвараны, окончив обучение, не только сумели выиграть тянувшуюся уже несколько десятилетий войну, но и стали в дальнейшем оплотом государства, объединившего близкие народы.

Принципиально иной подход продемонстрировало в прошлом веке руководство националсоциалистической партии Германии. «Мы вырастим молодежь, от которой содрогнется весь мир», — заявил Гитлер. Внешне его программа была весьма похожа на корейскую. Молодых людей, идеально отвечающих основным расовым признакам, тоже собирали по всей стране и свозили в уединенные замки. Оторванные от социума, они также обучались воинскому делу и основам государственного управления. Это был не гитлерюгенд: здесь выращивали элиту, будущих наместников для завоеванных территорий Рейха. Основным отличием от корейской модели было то, что в замковых училищах главный упор был сделан на идеологическую составляющую подготовки. У будущей управленческой элиты не должно было быть иного бога, кроме фюрера. Свободомыслие и нестандартные подходы жестоко пресекались. В итоге в замках росли оловянные солдатики, лишенные инициативы и вариативности восприятия реальности. То же пушечное мясо империи, разве что званием повыше. Результат оказался вполне предсказуем. Обитатели замков запомнились лишь тем, что ожесточенно сопротивлялись при штурмах.

Подготовил Евгений Ланкин