— Станислав Викторович, «Ренова-СтройГруп» не располагает собственными строительными мощностями. Вы будете пользоваться услугами подрядчиков, имеющихся на рынке? Или «Ренова» рассматривает вариант создания собственной подрядной организации, чтобы не делиться доходностью проекта с другими игроками?
— Мы определили, что наша специализация — девелопмент и управление строительством, и на них мы остановимся. Идти в подряд, развивать собственные строительные мощности мы не планируем. Многие крупные тресты, вертикальные холдинги на этом и погорели: когда собственные подразделения (например, дочерняя подрядная организация) оказываются в нерыночных условиях, они не заинтересованы в оптимизации собственной деятельности и становятся центрами формирования затрат, а не прибыли. Мы не видим необходимости развивать собственные мощности, если их можно взять на рынке.
— Вы отдадите весь объем работ одному подрядчику или их будет много?
— Конечно, много. Ежегодные объемы ввода по 200 тыс. метров и больше, на которые мы планируем выйти, не потянуть в одиночку даже «Атомстройкомплексу» с его семью тысячами сотрудников.
— Вряд ли вас заинтересуют мелкие компании, способные построить домишко-другой.
В качестве потенциальных подрядчиков вы рассматриваете лидеров рынка?
— Нельзя сегодняшнюю ситуацию проецировать на то, что будет через пару лет. Мы рассылаем строительному бизнессообществу, нашим потенциальным партнерам сигналы (в том числе через СМИ), чтобы они готовились к участию в проекте, наращивали мощности. Поэтому я не исключаю, что небольшая компания, не занимающая значительной доли на рынке, но подготовившаяся к участию в проекте и сделавшая нам выгодное предложение, войдет в него и «вырастет» на этом. Размер подрядчика не будет играть решающей роли. Для нас в первую очередь важна готовность работать на взаимовыгодных условиях. К тому же мы планируем вернуться к позитивному опыту, наработанному на строительстве микрорайонов в советское время. Как дело обстоит сейчас? Подрядчик заходит на объект и делает все от А до Я. Это не очень эффективно. Мы планируем распределять между подрядчиками не объекты (площадки), а виды работ. Те, кто хорошо ставят коробки, — будут ставить коробки. Одни — водопроводчики, другие — электрики, третьи — отделочники, четвертые — фундаменты хорошо делают. При такой специализации даже относительно небольшая фирма может успешно закрывать свой участок работ.
— Вы планируете привлекать к работе местные подрядные организации или компании из других регионов и стран?
— «Прописка» для нас значения не имеет. Мы будем работать с теми, чьи предложения нам покажутся выгоднее. Если все мы не видим ничего плохого в том, чтобы ездить на автомобиле иностранного производства, что плохого, если жилье будет построено не екатеринбуржцами, а условно турками? Конкуренция между подрядчиками только на пользу конечному продукту и потребителю. Так что к выбору подрядных организаций мы будем подходить порыночному, без ложного патриотизма.
— Какие технологии строительства вы собираетесь применять?
— Один и тот же с архитектурной точки зрения проект можно выполнить по любой из имеющихся технологий. Поэтому выбор технологии не столь принципиален. Могу сказать одно: мы будем работать с теми технологиями, что представлены на конкурентном рынке. Вот технологию сборного железобетона, монолитное строительство предлагают многие игроки. Их будем использовать.
А технология крупнопанельного домостроения сильно монополизирована, с ней опасно связываться. Монопольное положение игрока чревато риском необоснованного повышения цен.
Интервью взял Юрий Немытых