В русле мировой тенденции

10 июля 2006, 00:00
  Урал

Мелкие российские вузы не выживут в международной конкуренции, уверен заведующий кафедрой «Инновационные технологии» Уральского государственного технического университета (УГТУУПИ) Сергей Кортов

— Сергей Всеволодович, чем мегауниверситеты отличаются от обычных вузов, помимо масштаба?

— В России вузы исторически создавались исходя из величины территории и необходимости хотя бы одногодвух институтов в каждом регионе. Кроме того, в местах концентрации интеллектуального потенциала страны (Москва, СанктПетербург, Екатеринбург, Новосибирск, Томск) вузы создавали по отраслевому признаку. Территориальный и отраслевой принципы привели к возникновению большого числа мелких вузов (их до двух тысяч), рассеянных по всей стране. Между тем крупных вузов, с числом студентов свыше 30 тысяч, — единицы.

Но сегодня мы активно интегрируемся в международную образовательную и экономическую среду. При этом выявляются наши недостатки. Во­первых, мелкие вузы очень ограничены в ресурсах и направлениях деятельности. Во­вторых, они не могут поддерживать значительные проекты, требующие концентрации усилий большого числа людей, не в состоянии привлекать крупных ученых, поскольку это требует создания особых условий для их работы. Такие институты не представляют собой мощный интеллектуальный кулак и неконкурентоспособны в международной системе, их представителей пытаются перекупить для работы за рубежом и поодиночке, и целыми группами.

— Но на Западе, наоборот, наблюдается тенденция узкой специализации.

— Но в рамках больших холдингов. В одном месте сосредотачивается огромный потенциал по большому числу направлений деятельности. При этом возникают интересные наработки на стыках дисциплин и проблем. Большие холдинги имеют единую поддерживающую инфраструктуру: конференц­залы, коммуникации, лабораторные комплексы. Гораздо дешевле строить в одном месте и в большом масштабе, чем дробить на десятки мелких частей.

— Какие зарубежные мегауниверситеты вы можете выделить?

— Стенфордский, почти все крупные вузы США. Силиконовая долина в Калифорнии формировалась вокруг университета. Мегауниверситеты на Западе стали создаваться с 1970-х годов. Но вузы Великобритании по такому принципу формировались с самого начала. Например, Оксфорд представляет собой систему автономных колледжей. Китай пошел по этому же пути, только вместо мегауниверситетов там создают мегатехнопарки на 100 — 150 тыс. человек. Это автономные города, в центре которых крупный университет, а вокруг — вся структура, которая обеспечивает инновационный процесс, перетекание знаний из научной в практическую сферу. Таких мегатехнопарков в Китае уже больше 50.

— Как обстоят дела с формированием мегауниверситетов в России?

— Эту идею озвучил президент в прошлом году в рамках национального проекта по образованию. По указу главы государства формируются два национальных университета: Южно­Российский в РостовенаДону и Сибирский в Красноярске. Но с нашей точки зрения, такие мегауниверситеты должны стать точками роста по всей территории России, по крайней мере, по федеральным округам. Поэтому, не дожидаясь, когда на проблему обратит внимание федеральное правительство, Урал выступил с собственной инициативой. Причем гораздо раньше, чем президент. Идее создания в Екатеринбурге Большого Евразийского университета уже три года. Предполагается строительство настоящего города примерно на 400 тыс. жителей.

— Какую роль в создании мегауниверситета вы отводите государству и бизнесу?

— На первом этапе запуска проекта примерно 80% средств должно инвестировать государство и 20% — бизнес. На этапе роста и развития — 50 на 50. У нас уже есть предложения от крупного бизнеса вложиться в технопарк (инициатором выступает группа «Ренова»), в корпоративный университет, научноисследовательские центры.

— Зачем это промышленным холдингам, есть же отраслевые НИИ?

— Отраслевые НИИ замыкаются на собственных проблемах и не имеют кадровой подпитки. Кроме того, для каждого из них в отдельности слишком дорого создавать современную развитую инфраструктуру.

— Ваш прогноз: поддержит ли федеральная власть идею Большого Евразийского университета?

— Свердловский губернатор Эдуард Россель обсуждал этот вопрос с первым вицепремьером Дмитрием Медведевым и получил одобрение.

В ближайшее время ожидаем поддержки и со стороны Государственной думы. То есть проводится планомерная работа по всей вертикали власти. Но в том, что качество жизни людей и возможности их профессиональной реализации улучшатся, нужно убеждать не только федеральные власти, но и само вузовское сообщество. Потому что никакие решения власти не будут эффективными, если люди не поверят в эту идею.

Интервью взял Павел Кобер