Бизнес-shopping

Инна Гладкова
21 августа 2006, 00:00
  Урал

Время крупных сделок на Урале подошло к концу. В ближайшие годы активность на уральском рынке M&A сместится в сферу среднего бизнеса. Крупные приобретения уральские компании будут делать в других регионах и за рубежом

Одна из тактик развития бизнеса — приобретение других компаний или объединение с ними (Merger and Acquisition — M&A). Мотивы слияний и поглощений разнообразны. Самые распространенные — рост производственных мощностей, географическая экспансия, получение синергетического эффекта, диверсификация, повышение эффективности. Альтернатива M&A — организация бизнеса «с нуля» (тактика greenfield). Но это не всегда выгодно, а иногда просто невозможно. Если, к примеру, открывать филиал торговой сети, то выбирать еще можно: создать собственные торговые точки или купить местного ритейлера. А вот в металлургии строить завод при имеющихся мощностях явно нецелесообразно.

Почему стоит уделять внимание этому виду экономической активности?

Причина номер один: это один из индикаторов развития бизнеса региона. Преобладают горизонтальные сделки? Значит, бизнес прошел период накопления капитала, рынок консолидируется и в перспективе следует ожидать обострения ценовой конкуренции. После завершения горизонтальных поглощений придет черед вертикальных: их основная цель — снижение сырьевых и сбытовых издержек. Местные активы покупают в основном приходящие компании? Значит, во-первых, свой бизнес недостаточно зрел, а во-вторых, на территории создан благоприятный инвестиционный климат. Региональные компании идут на соседние рынки с помощью приобретения компаний-аборигенов? Они накопили достаточно собственного капитала.

Причина номер два: информация о проведенных M&A может быть полезна бизнесу как основа для планирования и успешного проведения собственных сделок.

Россия по миру

2005-й стал самым интересным годом на мировом M&A-рынке за последние пять лет. По данным Thomson Financial (подразделения поставщика интегрированных решений для бизнеса на базе информационных технологий The Thomson Corporation), стоимость завершенных M&A-сделок составила 2162,9 млрд долларов, что на 34,1% выше уровня 2004-го. Текущий год обещает быть еще лучше: за первые шесть месяцев объем сделок по сравнению с первым полугодием-2005 увеличился на 42,8%.

Российский рынок растет быстрее мирового. По данным Ernst & Young и KPMG, динамика 2004 года — 70% (около 30 млрд долларов), 2005-го — 65% (50 млрд долларов), в первом полугодии-2006 — 57% (24 млрд долларов). В конце 90-х в России начался период активного холдингостроения. Сегодня он продолжается: группы «перетасовывают» активы между собой и приобретают новые — сырьевые или для следующего передела. В процесс включаются предприятия сферы потребительских товаров и услуг, финансового сектора.

С одной стороны, динамика российского рынка M&A в 2005 году говорит об улучшении инвестиционного климата и развитии бизнеса в стране. Стоимостный объем сделок приобретения российских компаний иностранными сократился, по данным Ernst & Young, на 14%, но их количество почти удвоилось. Зарубежный капитал в основном интересуют предприятия пищевой, нефтегазовой промышленности и финансового сектора (69% от стоимости всех иностранных покупок). Возросла активность российских покупателей: на внутреннем рынке на 57%, за рубежом — на 117%. Основными рынками экспансии российских компаний стали страны СНГ.

С другой стороны, в процесс слияний и поглощений в России пока вовлечен достаточно узкий круг отраслей. На три основных сектора, компании которых приобретались в 2005 году, пришлось 74% от совокупной стоимости сделок. Мировой масштаб — 41%.

Покупатель интересуется в основном сырьевыми, экспортно-ориентированными активами, а иностранный капитал — также потребительским сектором. На мировом рынке слияний и поглощений в тройке лидеров — ТЭК и финансовый сегмент (каждый дает около 15% совокупной стоимости сделок), а также телекоммуникации. На российском — более половины (56%) у нефтегазовой промышленности.

С точки зрения территориальной структуры российский M&A-рынок также высоко концентрирован. 60% всех объектов, проданных в России в 2004 — 2005 годах, приобрели московские покупатели. При этом москвичи проводили более крупные сделки (на 60% их сделок приходится 70% суммы, потраченной российскими покупателями). По количеству проведенных операций активны оказались иностранцы — 14% сделок с российскими объектами.

Территория объектов сделок не особо разнообразна: Москва, заграница, Ленинградская область. В качестве покупателей регионалы выступают существенно реже, чем в качестве объекта сделки. Локальные рынки M&A достаточно узки и подвержены серьезным колебаниям. К примеру, компании Большого Урала как активы для приобретения в 2005 году по сравнению с 2004-м потеряли в доле 20 процентных пунктов.

Тем не менее M&A-рынок Уральского региона — один из самых крупных в России. После сокращения рынка по итогам 2005 года регион был пятым по стоимости купленных на его территории компаний (без учета двух мегасделок: покупки Газпромом в 2005 году за 13 млрд долларов Сибнефти, большая часть активов которой расположена в Тюменской области, и приобретение Юганскнефтегаза в Тюменской области компанией «Байкалфинансгруп» за 9,35 млрд долларов) и третьим по их количеству. Уральские покупатели занимают второе место в России и по стоимости, и по количеству проведенных сделок (наряду с Поволжьем).

Посмотрим подробнее, что происходит на рынке M&A в Уральском регионе.

Московский Урал

По данным журнала «Слияния и поглощения», в 2004 — 2005 годах с участием уральских компаний совершено порядка 93 M&A-сделок общей стоимостью 7,7 млрд долларов. Это примерно 17% российского рынка (с учетом двух мегасделок — 68%).

Крупных самостоятельных промышленных предприятий на Урале практически не осталось — все они вошли в состав холдингов. Сделок, подобных покупке Ижстали «Мечелом», все меньше. В 2005 году по сравнению с 2004 годом активность на рынке сократилась почти на 30% по стоимости и 21% по количеству сделок. За прошедшие два года цена по большинству совершенных сделок (82%) не превышала 100 млн долларов. Крупнейшая — покупка Саратовнефтегаза, Орскнефтеоргсинтеза, Оренбургнефтепродукта и Нефтемаслозавода компанией «Русс-Нефть» за 600 млн долларов.

Во всех регионах России за исключением Москвы и Санкт-Петербурга предприятия чаще выступают в качестве объекта сделки, чем покупателя. В 2004 — 2005 годах уральские компании были «покупкой» в 88% случаев (доля по стоимости 75%).

Головные организации холдингов, скупающих уральские активы, расположены по преимуществу в Москве (64% сделок по количеству, 76% по стоимости). Кроме того, заметны покупатели из Челябинской области и заграницы: первые благодаря покупке группой ЧТПЗ Первоуральского новотрубного завода; вторые — вследствие покупки компанией Eurasia Drilling Company Limited (зарегистрированной на Кипре) Лукойл-Бурения за 130 млн долларов.

В качестве покупателей (28% сделок, 32% стоимостного объема) уральские компании совершали более крупные сделки, чем российские или иностранные. Основной объем покупок по стоимости — предприятия Курской области (66%): «курская аномалия» — следствие приобретения Михайловского ГОКа. Картина по количеству сделок более адекватна. Территориально интересы уральских компаний распределены равномерно. Из «соседей» по региону чаще всего совершались сделки с компаниями Свердловской, Челябинской, Тюменской (включая ХМАО и ЯНАО) областей и Удмуртии. За пределами — покупали активы в Ленинградской области (основная сделка — покупка в 2004 году компанией «Уралкалий» 50% акций Балтийского балкерного терминала приблизительно за 60 млн долларов). За два года проведено три сделки с иностранными активами. Крупнейшая — покупка концерном «Калина» в 2005 году немецкой парфюмерно-косметической компании Dr.Scheller Cosmetics оценочно за 21 млн долларов.

По итогам 2004 — 2005 годов международные сделки с участием уральских компаний составляют 2,6% от совокупной стоимости (0,5% в качестве объекта, 2,1% — покупателя). Причем приобретались в основном небольшие активы (доля таких сделок по количеству выше, чем по стоимости, — 8,6%). Крупнейшая сделка — Eurasia Drilling Company Limited купил Лукойл-Бурение.

Товар первой необходимости

С точки зрения количественного состава сделок, покупку и продажу активов в 2004 — 2005 годах совершали компании широкого круга отраслей, от нефтегазовой промышленности до науки. Наибольшее (66%) количество сделок приходится на пять секторов: нефтегаз, черную и цветную металлургию, машиностроение и финансовый.

По стоимости сделок уральский M&A-рынок более концентрирован, чем российский: более трех четвертей стоимостного объема сделок 2004 — 2005 годов на Урале приходится на черную металлургию (48%) и нефтегазовую промышленность (25%). Отпечаток накладывает специфика региона. В составе Уральского региона — основные нефтегазовые провинции России: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Здесь работает множество нефтегазодобывающих предприятий — потенциальных активов сделок. Кроме того, Урал обладает мощным металлургическим комплексом.

Основной покупатель в нефтегазовой отрасли региона — НК «Русснефть»: за 2004 — 2005 годы компания приобрела десять предприятий на общую сумму порядка 850 млн долларов. Крупнейшая сделка нефтяного холдинга — покупка четырех компаний в Саратовской и Оренбургской областях за 600 млн долларов. Среди совершенных в 2004 — 2005 годах уральских сделок самый дорогой нефтяной актив — 56% акций Роспан Интернэшнл (Тюменская область): компания ТНК-ВР приобрела его за 357 млн долларов.

Сделки в черной металлургии направлены на консолидацию собственности и обеспечение сырьевой базы. Лидерство отрасли создано двумя крупными сделками. Первая — выкуп за 1,66 млрд долларов 34,8% ММК структурами, дружественными менеджменту комбината, что позволило ему консолидировать 94% акций. Вторая — приобретение альянсом «Уральская сталь» Михайловского ГОКа.

Предприятия доминирующих отраслей Урала сосредоточены в Западной Сибири, Свердловской и Челябинской областях. Это обусловило географию сделок в регионе. Более половины (64%) сделок с участием уральских компаний, проведенных в 2004 — 2005 годах, приходится на три области — Свердловскую, Челябинскую (обе — в металлургии) и Тюменскую (нефтегазовая промышленность).

Сухой остаток

Пока о полноценном участии уральского бизнеса в процессе M&A говорить не приходится. В подавляющем большинстве случаев он выступает объектом покупки для московских компаний. Урал участвует в M&A-рынке в качестве «банка» инвестиционно привлекательных активов (в основном нефтегазовой и металлургической промышленности) для инорегиональных покупателей.

Кроме того, наибольшую активность (по стоимости сделок) на рынке проявляют компании всего двух экспортно-ориентированных отраслей.

M&A на Урале — пока прерогатива крупного промышленного бизнеса. В регионе заключается мало сделок среднего по стоимости масштаба. Основной стоимостный объем рынка формируется несколькими крупными сделками, цена подавляющего большинства (по количеству) не превышает 100 млн долларов. Формирование промышленных холдингов завершается, и пока в процесс не включится средний бизнес, объем уральского M&A-рынка будет сокращаться.

По мере развития уральского бизнеса M&A-активность крупных компаний начнет смещаться на зарубежные рынки. В процесс приобретения компаний все больше будет включаться средний бизнес — в первую очередь, в потребительском и финансовом секторах. Этому способствует и повышение благосостояния населения, и формирование традиции использования M&A как инструмента развития. Примеры M&A в малом и среднем бизнесе уже есть: екатеринбургская сеть сотового ритейла «SIMфония» в марте текущего года приобрела салоны федеральной сети «Цифроград» в Екатеринбурге, Каменске-Уральском и Новоуральске. В мае челябинская аудиторско-консалтинговая компания «ЛИСТИК И ПАРТНЕРЫтм» пришла на рынок Свердловской области, купив екатеринбургскую компанию «Контур-Аудит».