Вместе с нефтью, вместо нефти

На юге Тюменской области начинается новый этап экономического развития

Номер, который вы держите в руках, полностью посвящен экономике, предпринимательству и общественным процессам Тюменской области. Пришла пора проанализировать политику правительства Владимира Якушева (губернатор Тюменской области, избран в ноябре прошлого года) и главы Тюмени Сергея Сметанюка (назначен в декабре).  

Как все начиналось*

У Тюменского региона старинные и богатые предпринимательские традиции.

В XVIII веке служилым людям Тюмени вместо денежного жалования выдавали сукно, купленное казной или удержанное таможней у купцов в счет пошлины. Поэтому здесь рано сложился товарный рынок, что способствовало быстрому развитию предпринимательства. Сказалась близость Сибири: из ее южных округов поставлялись сало, масло, кожи; с северов — пушнина, дичь, пух. Уходят предпринимательские капиталы корнями и в торговлю с Киргизией (здесь в степях были развиты золотопромышленность, добыча каменного угля и руды, производство меди и серебра), Приуральем, Восточной Сибирью, Китаем.  

Еще в XVI веке тюменские ямщики возят грузы до Тобольска и Туринска, благодаря чему в конце столетия в Тюмени возникает первый в Сибири торговый гостиный двор. Во второй половине XIX века Тюмень становится одним из российских лидеров производства (кожевенного, лесоперерабатывающего, судостроительного, мукомольного), а также крупнейшим экспортером. Союз кооператоров «Сибирские маслодельные артели» до Октябрьской революции занимал второе место после Дании в мировом производстве сливочного масла.

В начале XX века в Тюмени появилась товарная биржа, один из важнейших центров оптовой торговли. Здесь по образцам и стандартам торговали зерном, сахаром, маслом. В рознице лавочная торговля активно вытеснялась прогрессивными формами — магазинами и пассажами. Поскольку через Тюмень проходила значительная товарно-денежная масса, в тот же период здесь сложилась банковская система.

Практика больших дел

В 1944 году к промышленно развитой Тюмени присоединили экономически слабые тогда Ямал и Югру: это сегодня на тюменском севере добывается 90% российского газа и 65% — нефти. Все эти годы Тюмень, будучи административным центром огромной территории, скрепя сердце мирилась с тем, что инвестиции, обходя ее, устремляются в промышленную и социальную инфраструктуру ХМАО и ЯНАО. 

Очевидный конфликт административных и финансовых ресурсов привел к тому, что в январе 2001 года губернатором сложносоставной Тюменской области был избран «северянин» Сергей Собянин, бывший до этого первым заместителем главы ХМАО и председателем югорского парламента.

Привлекая бюджетные и частные инвестиции с северов, Собянин направляет их в крупные проекты в области инфраструктурного строительства, сельского хозяйства. Югорские деньги «зашли» в компанию «Югра-Фарм» и на Боровскую птицефабрику, ямальские — на Пышминскую птицефабрику. Сибнефть, например, проинвестировала Ялуторовскмолоко. В рамках программы «Сотрудничество», заключенной Собяниным с коллегами-губернаторами Александром Филипенко (ХМАО) и Юрием Нееловым (ЯНАО), только в прошлом году на ремонт и строительство важнейших меридианальных автомагистралей выделили 6 млрд рублей. 

Ставка на «большие дела» сопровождалась откровенно протекционистской политикой. В одном из интервью «Э-У» (см. «Освоим Россию сами», № 25 от 07.07.03) Сергей Собянин заявил: «Идет жесткая борьба за рынки, один из самых лакомых — Россия. И ждать гуманного отношения к российской экономике со стороны конкурирующих экономик не приходится… Нужно изменить таможенную политику, ввести запретительные пошлины, квоты на ввозимую продукцию. И только тогда наша промышленность будет развиваться эффективно… Первые подвижки уже есть — введены квоты на сельскохозяйственную продукцию. Такую же политику нужно проводить в лесной, машиностроительной, обрабатывающей отраслях».

На региональном уровне собянинский протекционизм ярче всего проявился в агропроме и машиностроении. На областной бюджет легла пролонгация кредитов селу, прямое субсидирование сельхозпроизводителей, финансирование ставок федерального лизинга, авансированные закупки в региональный фонд зерна, приобретение техники и оборудования для села, внедрение технологий. В АПК «ухнули» миллиарды, в основном на безвозвратной и безвозмездной основе. Зато тюменцы добились наивысшей в УрФО урожайности зерновых и, завезя из Европы несколько тысяч бычков и телок, получили реальный шанс стать одними из главных в стране поставщиками мяса и «материала» для пополнения генетического фонда стада КРС.

Освобождение компаний от налога на добычу полезных ископаемых при приобретении ими изделий местного машиностроительного производства и компенсация 8% их стоимости вызвали остро негативную реакцию машиностроителей соседних регионов, в частности Зауралья. Но тогдашний первый заместитель тюменского губернатора Павел Митрофанов отрезал: «Во-первых, бизнес изначально несправедлив, в нем побеждает тот, кто энергичнее. Во-вторых, я отвечаю за Тюменскую область и хочу, чтобы процветали наши предприятия, а не курганские или челябинские. Втретьих, пусть курганцы регистрируются в Тюмени, тогда все будет в порядке». 

«Наше главное ноу-хау — доброе отношение к инвесторам. У нас не берут взятки, нет поборов. Согласитесь, совершенно необычное решение. Более того, в нашей традиции предлагать им любую посильную помощь — в предоставлении налоговых льгот, земельных участков и подключении к инженерным сетям», — поделился рецептами Сергей Собянин в прошлогоднем интервью «Э-У» (см. «Хоть поверьте, хоть проверьте», № 31 от 22.08.05). Сочетание защитных мероприятий и радушного отношения к инвесторам (см. «Меры господдержки инвестиционных проектов») привели к тому, что на тюменской земле стартовали сразу несколько крупных проектов (см. «Промышленные инвестиционные проекты»).

Сиамские близнецы

С ноября прошлого года Сергей Собянин — руководитель администрации президента РФ. Преемнику, Владимиру Якушеву, он оставил юридически строго выверенные отношения с автономными округами.

В 2004 году между союзниками пробежала тень раздора: Собянин инициировал лишение АО многих ключевых полномочий, но пошел на попятную — в обмен на 29,5% налога на прибыль и 5% НДПИ.

И все же для Владимира Якушева проблема северов остается. Не личностная. От конъюнктуры мировых цен на углеводороды, от темпов разведки и объемов добычи зависит вся экономика тюменского юга: размещение производительных сил, уровень жизни населения, а значит — сфера бюджетных услуг, жилищное строительство, торговля, малый бизнес и т.д. Задача команды Якушева — пользуясь благоприятным периодом, вырастить до зрелости небазовые отрасли. Примеры есть (см. «Как это по-арабски»). Посмотрим, что делается в Тюмени. 

* Совместно с Натальей Москвиной, научным сотрудником филиала Тюменского областного краеведческого музея «Музей-усадьба Колокольниковых».