— Альберт Иванович, насколько Уралу угрожает терроризм?
— Урал может быть интересен для террористов, поскольку богат промышленными объектами. Самые уязвимые предприятия — те, где используется аммиак (мясокомбинаты, молокозаводы, холодильники), активный хлор (водоочистные сооружения), а также агрохимия, ЖКХ, топливные хозяйства, энергетические системы, спортивные сооружения. Особое внимание нужно уделять хранилищам отходов и скотомогильникам. Есть, конечно, предприятия и опаснее, например электростанции. Но страхи, что террористы смогут пробраться на Белоярскую атомную электростанцию, преувеличены: степень физической защиты реакторной зоны высока.
Общая проблема в том, что в связи с реструктуризацией и банкротством предприятий происходит несанкционированный демонтаж оборудования перед сдачей его на металлолом. Бесхозные источники опасности становятся доступны террористам. Мы подготовили предложение в правительство Свердловской области, чтобы на уровне муниципальных образований были выявлены скопления пестицидов, разливы мазута, незахороненные отходы. Как только появится база данных по таким объектам, будут приняты меры по их уничтожению, утилизации и обеспечению безопасности окружающей сферы
В целом скажу: если сравнить коэффициент увеличения числа чрезвычайных ситуаций (ЧС) в России за последние годы, то по природным — это 0,15, по техногенным — 0,40, а по терроризму — 1, то есть 100%.
— Перед началом учебного года ваше управление провело проверки школ на предмет защищенности от террористических атак. По нормативноправовым документам, разработанными МЧС и региональными властями, школы должны учитывать около десятка параметров (см. справку «Семь признаков защищенности…»). В областном управлении их свели к трем: наличию антитеррористического паспорта (где расписаны действия персонала в случае угрозы), охраны и кнопки тревожного вызова. Но даже сокращенному списку требований, по словам главы областного управления Василия Лахтюка, из 1456 школ Среднего Урала соответствуют только около 800. Почему?
— Школам необходимо иметь, например, системы теле и видеонаблюдения. Но не все в силу недостаточного финансирования могут это себе позволить. Поэтому мы исходим из реальных возможностей.
— Как проверяются прочие потенциально уязвимые объекты?
— Есть утвержденный план: в первую очередь мы проверяем, как руководство объекта выявляет уязвимые места в технологических процессах и оцениваем, насколько вероятно вмешательство в этот процесс. Моделируем, какие могут быть последствия. Далее смотрим, что руководство делает для снижения возможности возникновения ЧС и террористических действий, как защищен персонал и население, живущее поблизости. По результатам проверки выдаем предписания по устранению недостатков. Если они не выполняются, выписываем протокол об административном правонарушении: он передается в прокуратуру, суд. Мера наказания — штраф, его размер устанавливается судом. Лишение должности или собственности Административный кодекс не предусматривает. Сейчас такие же процедуры предпринимаем в отношении директоров неподготовленных школ.
— Наказание несуровое. Какие еще недостатки вы можете отметить в системе защиты Урала от террористов?
— Одна из проблем — низкая культура населения в вопросах безопасности. Подготовку к теракту скрыть практически невозможно. Она занимает от нескольких недель до нескольких месяцев и требует значительных усилий: привлечения людских, организационных, физических и других ресурсов. Какие признаки могут указывать на подготовку? Например, усиливается радиообмен, началась массовая закупка сотовых телефонов, в аптеках — йода, ваты, бинтов и так далее, в магазинах — продуктов, на улицах появляется новый транспорт, новые лица.
Задача в том, чтобы совместными усилиями, начиная от силовых структур, органов местного самоуправления и заканчивая всем населением, выявить путь подготовки к теракту. Конечно, отследить все это в мегаполисе трудно, но в небольших населенных пунктах — можно. И все равно, к сожалению, все эти факты остаются без внимания со стороны населения.
— Вы не опасаетесь, что этим интервью мы дадим немало информации, полезной для потенциальных террористов?
— Каждый школьник и каждая домохозяйка должны знать, какие опасности угрожают им на территории проживания, понимать, к чему готовиться. Если человек предупрежден, он вооружен. Когда мы переходим дорогу, мы же должны знать, что по ней движется транспорт и это опасно. Поэтому скорее мы дали полезную информацию нашему населению.
Интервью взял Евгений Сеньшин