Приехали

Артем Коваленко
20 ноября 2006, 00:00
  Урал

В Свердловской области будут собирать китайские машины. Эффект — экономическая выгода для региона, возможность выбора для потребителя и иллюстрация несамостоятельности отечественного автопрома

ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР, Свердловская область) договорилось с двумя китайскими компаниями о сборке автомобилей: корпорация Geely предлагает совместно выпускать машины эконом-класса, а Zhongxing — внедорожники. Контракты подписаны в ноябре на российской национальной выставке в Пекине.

Производство Geely начнется в ближайшее время: первая партия, 300 авто модели СК, будет выпущена уже в первом квартале следующего года. В конце весны стартует проект сборки более крупной модели — МК. Всего в 2007м на базе АМУРа предполагается выпустить 17 тыс. СК и около 6 тыс. МК. На очереди — модель FC.

Планы сборки джипов Landmark компании Zhongxing — около 4 тыс. в год в различных комплектациях.

Собери сам

В производство машин компании Geely планируется инвестировать 50 млн долларов, Zhongxing — 30 млн долларов. Финансирование проектов пойдет на паритетных началах.

В первое время все комплектующие автомобилей будут поставляться в контейнерах из Китая, сообщил генеральный директор ОАО «СКПром» (владеет 80,1% акций АМУР) Павел Чернавин. По его словам, постепенно доля китайских деталей будет сокращаться, они уступят место узлам, изготовленным в России. В перспективе объем отечественных комплектующих должен вырасти до 30%. Это позволит загрузить заказами и другие предприятия Свердловской области. Так, НПП «Старт», как заявил генеральный директор предприятия Геннадий Муратшин, будет не только проводить испытания и адаптировать китайские авто к российским условиям, но и готово выпускать оборудование для сборки машин.

Как заявил министр международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Виктор Кокшаров, с выходом АМУРа на ежегодный выпуск 25 тыс. автомобилей перед правительством РФ будет поставлен вопрос о придании производству статуса промышленной сборки. Это предполагает существенные таможенные льготы: снижение пошлины на автокомпоненты с действующих 12 — 15% от стоимости до 3 — 5%. А значит, и цена для потребителя должна снизиться.

Разводить АМУРы

Сбытом продукции будет заниматься российская компания «ИнкомАвто» (одна из крупнейших российских дилерских сетей). География — Москва, СанктПетербург, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск (всего у компании 17 торговых точек). Желание продавать эти машины также изъявили дилеры в 20 городах России.

Генеральный директор «ИнкомАвто» Владимир Франке не сомневается в том, что автомобили будут хорошо продаваться:

— Потребители охотно покупают новые недорогие иномарки. Спрос на китайские машины растет, это подтверждает динамика продаж автомобилей компании Chery: в 2006 году она реализовала 3,5 тыс. машин, из них большую часть — в третьем квартале (по прогнозам, в четвертом квартале продажи превысят совокупный объем трех предыдущих). В качестве дополнительного конкурентного преимущества автомобилей, которые будут собираться на АМУРе, может выступать оригинальный внешний вид: они не похожи ни на одну японскую или европейскую машину, их облик разрабатывался в специальных конструкторских бюро и запатентован.

А в том, что машины ломаются, нет ничего страшного, — это техника. Главное, чтобы чинили быстро. Китайские партнеры готовы создавать в России склады запчастей на собственные средства.

Мнения экспертов и потребителей пока неоднозначны. Перспективы может подпортить качество китайских машин, при этом стоимость обслуживания высока, а у нашего сервиса нет опыта работы с такими автомобилями. Раскрутка новых брендов и создание хорошей сервисной базы потребуют серьезных вложений (о первых шагах китайских производителей на Урале см. «Авто по-пекински», «Э-У» № 7 от 20.02.06). Кроме того, покупателей отпугивают риски ликвидности: вторичный рынок не сформирован.

Экономика области от открытия нового производства только выиграет. «Налоги пойдут в областную казну, появятся новые рабочие места. Причем не только на АМУРе, но и на тех предприятиях, где со временем будут собирать комплектующие для китайских машин. Плюс инвестиции в производство. Когда новые технологии будут освоены, Средний Урал сможет заявить о себе как один из региональных центров автомобилестроения», — говорит Виктор Кокшаров.

А вот для отечественного автопрома активизация китайцев — новость тревожная. Именно с российскими марками будут в первую очередь конкурировать китайские: они попадают примерно в одну ценовую категорию. «Э-У» уже писал о том, что одна из наиболее дееспособных концепций сохранения отечественной автомобильной промышленности — переориентация на отверточное производство зарубежных марок (см. «Уверен — обгоняй», «Э-У» № 14 от 10.04.06). Пример «АМУРа» демонстрирует: развитие идет именно в этом направлении.