Полугодовалый монстр

Павел Кобер
20 ноября 2006, 00:00
  Урал

Сегодня эффективно развивать контейнерные перевозки в стране может только «ТрансКонтейнер». Он же может их и загубить

Наиболее значимым событием, существенно повлиявшим в этом году на развитие отечественного рынка контейнерных перевозок (и уральского рынка в частности), стало создание в марте 100процентной дочерней компании РЖД — ОАО «ТрансКонтейнер». РЖД передали «дочке» 47 контейнерных терминалов, 48 тыс. контейнеров, почти 24 тыс. фитинговых платформ. Основными направлениями деятельности новой компании, начавшей работать с 1 июля, стали перевозки грузов в контейнерах, транспортно-экспедиционное обслуживание клиентов, а также контроль за использованием контейнеров другими компаниями.

Рождение монополиста

В начале ноября генеральный директор «ТрансКонтейнера» Петр Баскаков заявил журналистам:

— Главной проблемой, которую возможно было решить только на практике в течение первых месяцев самостоятельной деятельности ОАО «ТрансКонтейнер», была необходимость создания абсолютно новой по содержанию технологии взаимодействия нашей компании как железнодорожного оператора с перевозчиком в лице ОАО «РЖД» и другими операторами и экспедиторами. Сегодня такая технология, в корне изменившая всю производственную технологическую цепочку, создана.

Другие участники рынка контейнерных перевозок считают, однако, это заявление несколько преждевременным. Например, в течение всего нескольких месяцев деятельности «ТрансКонтейнера» эта компания увеличила тарифы на контейнерные перевозки в среднем на 20%, в результате часть грузов, в первую очередь транзитных, с железной дороги перешла на автомобильный транспорт. Обозначился и дефицит контейнеров в новообразованной компании. Для решения проблемы другие операторы рынка стали искать контейнеры «на стороне».

— Как и все транспортно-логистические компании, мы имеем сегодня около 80% удовлетворенных заявок от «ТрансКонтейнера», — сообщил «Э-У» вицепрезидент ООО Холдинг «Стратег» (управляющей организации «Уралтранс») Николай Якушев. — При этом обеспечиваем нашим клиентам доставку их продукции до потребителей в полном объеме. Наша компания решает эту задачу за счет построения логистических схем с участием различных видов транспорта и подвижного состава. Заметьте, общий рост контейнерных перевозок наблюдается даже при недостатке контейнеров и фитинговых платформ у «ТрансКонтейнера»: другие крупные российские операторы увеличивают собственный парк. На сети ОАО «РЖД» растет и число контейнеров, находящихся в иностранной собственности.

Руководство новорожденной «дочки» РЖД, стараясь продемонстрировать открытость другим операторам рынка, организовало уже три «круглых стола» на тему взаимодействия и партнерства. Однако транспортно-логистические компании продолжают обвинять «ТрансКонтейнер» в том, что он не столько развивает рынок, сколько стремится монополизировать услуги для получения максимальной прибыли.

Доказательством стало октябрьское решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России. По мнению ФАС, анализ представленных документов показал: создание ОАО «ТрансКонтейнер» может привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления подвижного состава (контейнеров, фитинговых платформ) под перевозку грузов железнодорожным транспортом, а также на рынке терминальной обработки и транспортно-экспедиторского обслуживания этих грузов. Кроме того, оно ограничивает доступ к услугам перевозки грузов в контейнерах железнодорожным транспортом общего пользования, а также доступ операторов в этом сегменте к объектам железнодорожной инфраструктуры.

ФАС выдала поведенческие условия ОАО «ТрансКонтейнер» и ОАО «РЖД». Предписано обеспечить равный доступ грузовладельцев к контейнерам, а владельцев крупнотоннажных контейнеров — к фитинговым платформам, переданным «ТрансКонтейнеру». Грузоотправитель вправе оплачивать тариф по отправкам с контейнерных терминалов «ТрансКонтейнера» напрямую перевозчику — ОАО «РЖД». Монополисты должны обеспечить беспрепятственный доступ грузополучателей/грузоотправителей к услугам, выполняемым в местах общего пользования, переданных «ТрансКонтейнеру», въезд автотранспорта для завоза и вывоза контейнеров на переданные «ТрансКонтейнеру» терминалы и прочее.

Очевидно, что до конца текущего года руководству «ТрансКонтейнера» придется полностью сосредоточиться на выполнении предписаний ФАС.

Партнерство во имя мира

 pic_text1 Фото — Андрей Порубов
Фото — Андрей Порубов

Подлинное развитие рынка контейнерных перевозок в России может начаться со следующего года. Это связано с намерением «ТрансКонтейнера» выйти за рамки деятельности железнодорожного оператора и в полный рост соответствовать новой стратегии ОАО «РЖД», направленной на развитие мультимодального сервиса в сфере контейнерных перевозок. Комплексный сервис, включающий перевозку по железной дороге, доставку автотранспортом и терминальную обработку, сегодня крайне востребован. Именно поэтому скорректированная инвестиционная программа «ТрансКонтейнера» на 2007 год включает большие вложения не только в обновление парков подвижного состава и контейнеров, но и в модернизацию собственного терминального хозяйства, а также закупку автотранспорта.

Другим приоритетом развития «ТрансКонтейнер» определил интенсивное формирование собственной международной агентской сети. Направления четыре: организация агентств и сотрудничество с экспедиторскими фирмами, а также создание совместных предприятий с иностранными компаниями и заключение двухсторонних договоров. По двум последним уже есть примеры: до конца ноября этого года будет закончено оформление СП с финской компанией VR Cargo, а в конце октября подписан агентский договор на взаимное использование контейнеров с китайским государственным железнодорожным контейнерным оператором.

Транспортно-логистические компании сегодня имеют лишь 80% удовлетворенных заявок от «ТрансКонтейнера»

По этому же пути будет развиваться филиал «ТрансКонтейнера» на Свердловской железной дороге. Он, заметим, помимо контейнеров и фитинговых платформ получил контейнерные терминалы в Екатеринбурге, Перми и Нижневартовске (ХантыМансийский АО). Основные проблемы — все те же: дефицит контейнеров и фитинговых платформ (хотя и не такой острый, как в Москве и СанктПетербурге), временная неразбериха с перезаключением договоров, нехватка квалифицированных кадров, неразвитость агентской сети.

Трудности, с которыми столкнулись грузоотправители и операторы, налаживая работу во второй половине этого года с «ТрансКонтейнером», во многом можно объяснить процессом реорганизации хозяйствующего субъекта. Дилемма для руководства новой компании и ее 17 филиалов проста: установление партнерских отношений с другими игроками для совместного развития инфраструктуры рынка контейнерных перевозок или извлечение максимальной прибыли из монопольного положения.