Мечтать не вредно

Лариса Барыкина
20 ноября 2006, 00:00
  Урал

Проект «Культурная столица Поволжья» дал Перми уникальную возможность заявить о себе на всю Россию. Теперь амбиции простираются на международную культурную арену

Как и многое в последнее время, идея пришла с Запада. «Культурная столица Европы» на целый год объявляет тот или иной город культурным центром, привлекая внимание к вековым традициям конкретного региона. Старушка Европа с достоинством напоминает миру, где зародилась современная цивилизация и кто хранитель вечных ценностей. У нас перенятое зачастую осмысливается на свой лад. Проект «Культурная столица Поволжья», прошедший уже в нескольких российских городах, тому подтверждение.

1 января 2006го на целый год этим званием наградили столицу Пермского края. В Перми к идее отнеслись со всей серьезностью: в течение года предстояло реализовать более сотни масштабных проектов, в том числе международного значения. Жанры — практически все: спектакли, выставки, форумы, концерты, смотры, фестивали, массовые празднества, конкурсы. Многие фестивали проведены впервые: университетский «Пермь — Европа», этнофутуристический «Камва», кинофестиваль N.I.C.E., международный органный... Наконецто доплыл до Перми международный фестиваль анимационного кино «КРОК2006», традиционно проводимый на борту теплохода. Чтото получило новый импульс: всероссийский «ROCKLINE», фестиваль воздухоплавателей «Небесная ярмарка Урала», праздник кузнечного мастерства «Огни Гефеста». Возникли инновационные творческие направления: малая архитектура, передвижные выставки, мультимедийные инсталляции. В документальном кино, театральных постановках, концертных программах столица Прикамья вспоминала знаменитые имена, причастные к краю, такие как святитель Стефан Великопермский, импресарио Сергей Дягилев, Борис Пастернак, запечатлевший в «Докторе Живаго» Пермь в облике города Юрятина, писатель Михаил Осоргин, высланный из России на «пароходе философов», композитор Генрих Терпиловский...

Поздней осенью в Перми подводили предварительные итоги, оставив на декабрьское послесловие фестиваль «Джаз-лихорадка» и мировую премьеру мюзикла «Доктор Живаго» в Пермской драме. Трехдневный марафон культурных событий включал огромное количество акций, а в органном зале филармонии состоялся творческий вечер с награждением авторов лучших проектов. Концерт транслировали в прямом эфире по одному из местных каналов и в режиме online в интернете. Праздник завершился символической акцией «Ночь посланий»: всем желающим на специальных открытках предлагалось написать послание в будущее, потом их красиво запаковали и под музыку и фейерверк отправили «в космос». Единственным «озвучившим» желание стал глава Перми Игорь Шубин, на пресс-конференции он заявил: «Хочу, чтобы наш город действительно стал столичным».

Что ж, при ближайшем рассмотрении проект «Культурная столица Поволжья» действительно поражает столичным размахом и при этом удивительной человечностью, свойственной только российской периферии. Конкурсная составляющая и финансовый интерес не разобщили людей. Объединение личностей, консолидация сил, диалог разнонаправленных интересов — вероятно, в этом главный пафос случившегося.

Так считает и министр культуры и молодежной политики правительства Пермского края Олег Ощепков.

В движеньи жизнь

 pic_text1

— Олег Евгеньевич, как возникла идея проекта «Культурная столица» и кто автор его пермской версии?

— Решение о том, что в 2006м Пермь будет культурной столицей, было принято два года назад. Это продукт коллективного творчества, работа Территориального совета, в который входят 25 человек — представители власти, бизнеса, проектные менеджеры. Многое привнесла куратор Анна Гор: с ее помощью подобные акции проведены в Ульяновске и Дмитровграде.

— Насколько движение инициировано снизу, а насколько — сверху?

— Движение происходит на встречных полосах. Инициатива принадлежит нам, власти, нашей задачей было консолидировать бюджет и объединить людей, которые стали бы «локомотивом» проекта. Благодаря конкурсу социально-культурных проектов мы хотели увидеть новые силы, новых людей, дать им деньги, теорию, площадки и получить новые группы, которые станут самостоятельными в проектном творчестве.

— Каков бюджет проекта, есть конкретная цифра?

— Шесть миллионов рублей, выделенных на 25 масштабных проектов, победивших в конкурсе: три — из краевого бюджета, два дал городской, один — привлеченные средства.

— Кто искал средства для реализации проекта?

— Мы сами и проектанты. В условиях конкурса было оговорено, что 25% финансирования — привлеченные средства, и все справлялись. А вообще можно говорить о десятках миллионов рублей привлеченных средств, ими профинансировано около сотни проектов. На мой взгляд, это беспрецедентная кампания, ни одна другая «культурная столица» таким объемом средств похвастать не могла.

Факты

— Всего в течение года реализуется 53 базовых проекта, включая традиционные, новые и грантовые, еще около десятка появилось в ходе проведения программы

— Общее число культурных акций — 150

— В качестве участников и зрителей в программе приняло участие более 100 тысяч жителей и гостей Перми

— В Перми побывало около 300 зарубежных гостей, для работы с иностранными партнерами открыто представительство программы в Берлине

— Консолидированный бюджет превысил 60 млн рублей


— Даже Нижний Новгород, который тоже числится в «культурных столицах»?

—Там интерес власти к этому гораздо ниж, чем у нас. И цифры бюджета меньше, и количество проектов.

Все сундуки фламандских богачей

— Почему именно в Перми власть заинтересовалась этим проектом и что она хотела бы получить в итоге?

— Нам показалось, что это хорошая платформа для консолидации наших усилий: власти, бизнеса и гражданского общества. Мы выделяем деньги под социально значимые проекты в самых разных областях: это театры, малые архитектурные формы, социальные практики, молодежное движение, мода, кино... Дается финансовый старт, мы показываем вектор усилий, а проектное сообщество, сознавая, что есть системный интерес, точно так же, на системной основе, начинает отвечать нам взаимностью. Так в рамках длинного годового проекта мы смогли привлечь бизнеспартнеров. Мы не говорили: дайте деньги на благотворительные проекты. Мы говорили иначе: есть десятки проектов, в том числе международного статуса, у каждого из них очень серьезная аудитория потребления, эти аудитории могут быть интересны вашим торговым маркам. И предложили обширную программу паблисити для тех, кто стал нашими партнерами, а среди наших стратегических партнеров компании Лукойл и Utel.

— Очевидно, для этих целей вы еженедельно проводите встречи-презентации в кафе «Валида»? 

— Это регулярные, с начала апреля, встречи власти, бизнеса, массмедиа (20 изданий и телеканалов) и проектных менеджеров. Менеджеры представляют ближайшие проекты, таким образом, начиная их PRсопровождение. За чашкой хорошего кофе происходит неформальное общение, все получают максимум удовольствия. Мы же имеем еще одну коммуникационную площадку для выстраивания диалога.

Я хочу, чтобы и после завершения проекта привычка к этим встречам осталась.

Ехали медведи

— Как горожане могли заметить возросшую интенсивность культурной жизни в Перми?

— Мы задались целью трансформировать нашу окружающую среду. Например, для Европы это норма, когда в поездах или электричках транслируется классика или «правильная» современная музыка. Мы решили сделать это впервые: несколько трамваев одеть в цвета культурной столицы, одни назвать «Городклассика», другие — «Городджаз». На открытии в них звучала живая музыка, а потом уже трансляции.

Точно так же разглядели потрясающую идею Берлина: его символ, медведь, представлен в различных вариантах — от сантиметрового до полутораметрового, там возникла целая сувенирная индустрия.

У нас в гербе тоже есть мишка, и мы захотели сделать нашего медведя элементом городской среды.

— Вам не говорили, что это «Единая Россия» проводит рекламную акцию?

— Поверьте, эти мишки совершенно не походили на медведей «Единой России»…

Пять уроков проекта «Культурная столица»

— Отрабатываются новые технологии в сфере культуры: взаимодействие власти, бизнеса и гражданского общества

— Культуртрегеры меняют выжидательнопросительное положение на активную позицию, авторы идей становятся проектными менеджерами

— Бизнес охотно идет на сотрудничество, реагируя на альянс власти, культуры и активных массмедиа

— Общество из роли пассивного потребителя культуры смещается в сферу интерактивности, сотворчества

— В соревновании проектов равные шансы возникают как у признанных, академических жанров, так и у новейших, актуальных видов творчества

Я хотел бы, чтобы у этого проекта была дальнейшая жизнь, вторая часть его — международная. Есть города, где в гербах тоже медведи, можно наладить «творческий обмен».

В рамках «Культурной столицы» возник и памятник «Пермяк — соленое ухо». Он очень живой, отличается от традиционных: есть уши, но нет головы — необходимо ваше участие. Такой «интерактивный» памятник... Провели конкурс на памятник водопроводчику, тоже очень весело.

Вниз по лестнице, ведущей вверх

— Как считаете, творческий дух останется?

— Да, мы серьезно думаем над 2007 годом. В этом году — уже все получилось. Возникли инициативы, у истоков которых — наш замечательный коллектив «КВНПарма». Идея такова: Пермский край — территория рекордов. Поэтому мы водим самые большие хороводы, сажаем самое большое количество деревьев, у нас больше всего людей участвует в субботнике, у нас же — самый массовый поцелуй на площади. Каждый из этих проектов — попытка консолидировать общество, подвинуть на очень теплые, эмоциональные поступки, нужные городу. Наша цель — расширить круг людей, интегрированных в эти процессы.

— Каковы дальнейшие перспективы проекта «Культурная столица»?

— В Перми проживает треть населения Пермского края, и проект «Культурная столица» останется здесь, продолжится в новых, еще более амбициозных проектах, но при этом и уйдет в глубь региона. Как минимум три территории Пермского края начнут борьбу за право быть культурной столицей Прикамья. Мы создадим рабочие группы, включая местную власть и проектный менеджмент, разработаем положение о конкурсе и будем его проводить. Выигравшие территории получат максимальный информационный, финансовый и административный ресурс, чтобы год за годом проводить подобные акции.

Попытаемся убедить федеральное правительство, что проекту нужна новая планка, и ею может стать «Культурная столица России». Если наша инициатива будет принята, мы сможем войти в большой международный проект «Культурная столица Европы», некоторые заверения в поддержке со стороны Германии и Венгрии уже сделаны.

Надо понимать, что культура, спорт, молодежная политика — все это предтечи экономических контактов, «послы доброй воли». Если один из главных приоритетов краевого правительства — экономический рост, то имиджевая политика должна иметь осязаемый вектор в сторону наших реальных и потенциальных партнеров — Германии, США, Китая, Финляндии (благодаря присоединению Коми-Пермяцкого округа мы стали ближе к финно-угорской группе). Мы должны с помощью инструментов культурной политики информировать сообщество, что мы открыты к диалогу, мы — не глушь, не провинция, мы — активный столичный город. А инвестиции приходят на подготовленные площадки.