Госгарантии от ненастья

20 ноября 2006, 00:00
  Урал

Профессор университета Геттингена (Германия) Петер Шульце подчеркивает: российская государственная политика в области авиапрома сильно напоминает историю создания европейского международного концерна Airbus

— В 60-х годах европейский авиапром находился в застое. Европа, обеспечивая до четверти мировых пассажирских перевозок, производила лишь 10% авиапарка, 85% держали США. Штаты, недавние освободители Европы, умело экспортирующие привлекательные образы «американской мечты», пользовались особым расположением потребителей. Отдавая себе отчет в том, что авиастроение — мощный двигатель высоких технологий, стратегически важная отрасль, правительства Великобритании, Франции и Германии приняли решение о выделении 100процентных гарантий под НИОКР для нового международного авиаконцерна — Airbus. Госгарантии не были решающим условием, но они сыграли роль «зонтика в ненастную погоду», когда в середине 70-х плохо раскупались первые самолеты концерна. Первые десять самолетов закупили Таиландские авиалинии, потом американцы. Так произошел прорыв. Сегодня  Airbus — лидер высоких технологий в Европе, обеспечивающий 55 тыс. рабочих мест. Правда, в последнее время, в отличие от Boeing, он не столько разрабатывает новые технологии, сколько использует прежние. Boeing-757 сдвинул конкурента с лидирующих позиций в мире. Возможно, Airbus снова потребуются государственные гарантии.

Подготовил Александр Задорожный