Кооператив «Большой Урал»

Тема недели
Москва, 27.11.2006
«Эксперт Урал» №44 (261)
Чтобы эффективно использовать накопленный инвестиционный потенциал, субъектам федерации Урала нужно перейти к рыночным методам управления экономикой и объединить усилия для решения общих проблем

В конце ноября группа «ЭкспертУрал» (журнал и аналитический центр) провела в Екатеринбурге конференцию «Инвестиционные проекты Большого Урала и их роль в развитии экономики страны». Аналитики представили итоги исследования инвестиционного потенциала макрорегиона, объединяющего десять субъектов федерации (подробнее см. «Даешь десять процентов», № 38 от 16.10.06). Исследование показало: инвестиционная активность промышленных предприятий региона достаточно высока. Однако чтобы сохранить и приумножить этот потенциал, региональным властям нужно менять подходы к выстраиванию экономической стратегии. Выработка таких подходов на основе обобщения опыта привлечения капитала и составила цель конференции. «Я уверен, мы выйдем на интересные решения, которые будем реализовывать», — заявил губернатор Свердловской области Эдуард Россель, открывая мероприятие. Он не ошибся.

Центростремительно: от чего и к чему

Положительная инвестиционная динамика на Урале очевидна: за 2003 — 2006 годы стоимость инвестиционных проектов выросла вдвое, средние сроки окупаемости составили 5 — 6 лет, а в некоторых случаях выросли до 10 лет. За это время начат 191 проект стоимостью 20,205 млн долларов. На 2007 — 2008 годы запланировано еще 150 проектов — на 27,652 млн долларов.

— Этот задел обеспечит на ближайшие три года темп прироста валового регионального продукта 4 — 6% в год. Однако чтобы эффективно использовать этот потенциал, необходимо развивать инфраструктуру (транспортную, энергетическую), вкладывать средства в человеческий капитал, создавать благоприятный инвестиционный климат. Если этого не делать, в динамике развития произойдет провал, — указал на перспективу генеральный директор АЦ «Эксперт Урал» Дмитрий Толмачев.

Инвесторам мало одной политической стабильности, они все чаще обращают внимание на эффективность управления экономикой со стороны региональной власти 

Инвестиционные процессы сегодня все чаще смещаются от центра в регионы: именно там сосредоточены привлекательные промышленные активы. Поэтому изменение отношения мирового бизнеса к России во многом зависит от политики властей на территориях.

Между тем далеко не все региональные лидеры понимают: мало сформировать инвестиционный климат. Следует еще максимально быстро донести информацию о нем до потенциальных инвесторов, особенно западных, считает генеральный директор РА «Эксперт» (Москва) Дмитрий Гришанков: «Временной лаг восприятия изменений российского инвестиционного климата в сознании западных инвесторов в среднем составляет 4 — 6 месяцев. И это менеджеры, постоянно работающие с Россией.

А что говорить о тех, кто наблюдает издалека, рассматривает нашу страну как часть развивающегося сектора? Осознание реального положения дел может запаздывать на десяток лет».

Чтобы не допустить потери времени и снижения темпов прироста инвестиций, необходимо четко понимать потребности и предпочтения всех участников инвестиционного процесса. Исследования группы «Эксперт», посвященные моделированию взгляда прямых инвесторов на регионы, доказывают: чтобы в регион шли финансовые ресурсы, политической стабильности уже недостаточно. Инвесторы все чаще обращают внимание на управленческие риски. Они желают знать, что представляют собой чиновники как менеджеры, насколько эффективно они используют в управлении рыночный инструментарий. 

Нужна рыночная модель управления экономикой

«Пока большинство программ развития субъектов Урала представляют собой схемы размещения производительных сил», — говорит директор департамента регионального социально-экономического развития и территориального планирования министерства регионального развития Юрий Перелыгин:

— Нередко это не что иное, как перечень инвестиционных проектов, которые реализуют предприятия, работающие на территории, и набор стандартных фраз о важности создания благоприятных условий для инвесторов.

Причины Перелыгин усматривает в исторических особенностях развития экономики региона:

— Такова инерция, созданная мощной промышленной базой Урала: более 40% ВВП страны до сих пор поступает именно отсюда. И это несколько заморозило приход в регион новых технологий, нового понимания, новой модели развития. В Северо-Западном и Центральном федеральных округах уже давно используют другой язык.

Между тем время развития страны по отраслевому принципу ушло. Задача построения крупных национальных концернов, способных конкурировать с мировыми монстрами, фактически выполнена.

В России сложились как минимум 20 таких игроков, и этого вполне достаточно. Сейчас надо поднимать регионы и заниматься пространственным развитием. Опасность недооценки этого момента Юрий Перелыгин проиллюстрировал на следующем примере: 95% потребительского рынка Дальнего Востока формируется не российским производителем, а компаниями из Северо-Восточной Азии. Поэтому меры борьбы с инфляцией, применяемые для всей страны, на этой территории совершенно неэффективны: «Получается, что ситуацию определяем не мы, а иностранцы. Традиционный управленческий механизм на Дальнем Востоке не работает».

Безусловно, в отдельных регионах есть попытки внедрить рыночные управленческие модели. Участников конференции заинтересовал опыт Пермского края.

Кооперация субъектов федерации Урала уже возможна как минимум по двум стратегическим направлениям: строительство автомобильных дорог и новых энергетических мощностей

— Мы считаем, что создание эффективной системы управления — один из определяющих факторов конкурентоспособности региона, — делится первый заместитель руководителя администрации губернатора Пермского края Максим Решетников. — Большинство проблем имеет межотраслевой характер, поэтому мы отказались от построения отраслевой системы и перешли к технологии управления по результатам. Для этого разработали четкие критерии. Мы поставили цели — экономический рост, развитие человеческого потенциала, инфраструктуры, муниципальных образований — и определили центры ответственности. В отдельные блоки выведено управление собственностью и бюджетным сектором. При этом на берегу договорились: 60% сверхплановых доходов получают муниципалитеты, а 40% идет на решение проблем краевого уровня. Мы уверены: глобальный проект децентрализации управления приведет к увеличению активности муниципалитетов, к росту среди них конкуренции за бизнес.

Создадим межрегиональный клуб по интересам

Амбиции региональных управленцев понятны: традиционно конкурируя с соседними территориями, каждый желает вывести на передовые позиции свою. Это позволит заработать индивидуальный политический, репутационный капитал. Но с точки зрения интересов развития экономики регионов порознь никогда не добиться того, что можно сделать сообща.

— Если мы говорим, что Урал — это мощный субъект российской экономики, то оформление этого субъекта должно быть завершено разработкой такой же мощной, подчеркну — единой — стратегии, — поставил проблему заместитель председателя правительства, министр экономического развития и торговли Оренбургской области Борис Сперанский. — Возможно ли создание такой стратегии — вопрос непростой, но попытаться на него ответить можно. Разумеется, речь не идет о простом суммировании отдельных отраслевых программ. Требуется особый подход. Его и нужно начать обсуждать.

Почва для консолидации интересов и сил существует. Первое, на чем сошлись все участники конференции, — строительство дорог.

— Мы четыре года не можем достроить 140километровую дорогу между ХантыМансийском и Ивделем: чтобы довезти туда материалы, надо еще 800 километров преодолеть, — говорил председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал» Сергей Воздвиженский. — А ведь дорога нужна не только ХантыМансийску, но и Салехарду, Пермскому краю, Свердловской области. Решая вопросы стратегического развития территории, мы должны чувствовать локоть соседа.

— Перми и Екатеринбургу нужно совершенствовать транспортную инфраструктуру с тем, чтобы обеспечить хотя бы 3часовую доступность от города до города, — солидарен Максим Решетников. — Это даст сильный толчок к взаимному развитию.

Одна из самых острых общих тем — развитие энергетики. Она не раз поднималась на конференции, причем в самых разных аспектах. Угроза кризиса энергообеспечения для территорий вполне реальна: мощностей катастрофически не хватает. И этот фактор будет оказывать все большее влияние на ход инвестиционных проектов: многие уже останавливаются. Так, немецкие компании, согласившиеся принять участие в программе увеличения мощностей на Сухоложском цементном заводе, по словам Сергея Воздвиженского, оказались шокированы: при общей стоимости проекта в 35 млн долларов, энергетики запросили за подключение предприятия к источнику 30 млн долларов. Между тем соседи, по мнению Воздвиженского, вполне могут договориться о совместном решении проблемы энергодефицита:

— Новые генерации в Свердловской области заработают не раньше чем через 4 — 5 лет. А в Пермском крае есть проект строительства 4го энергоблока Пермской ГРЭС в Добрянке: корпус готов, привези котел, повесь, поставь турбину и начинай работать. Совместными усилиями эту задачу можно решить за два-три года. Тогда мы спасем всю территорию.

Машиностроение — традиционно сильная сторона многих областей Урала.

— Но нельзя в рамках одного макрорегиона делать два локомотива, — замечает начальник управления по инвестициям и работе с вкладчиками министерства экономики Удмуртии Сергей Сафиуллин. И указывает на важный методологический момент выстраивания единой политики:

— Для начала надо определить самые мощные позиции каждого региона, сделать их узнаваемыми для инвестора.

Подчеркнем: говоря о создании единой инвестиционной политики, учитывающей интересы всех субъектов федерации Урала, мы не ведем речь об отказе от их конкуренции. Как сказал Максим Решетников, регионы всегда будут соперничать, и это нормально: конкурентоспособны они — конкурентоспособна вся страна.

Срез мнений региональных элит, полученных на конференции, показал: настало время пересмотра подходов в построении инвестиционной политики. Достойно ответить на новые вызовы жизни можно только с помощью использования рыночных методологий управления региональной экономикой. Безусловно, отказаться от привычных и, казалось бы, работоспособных управленческих схем непросто. Но надо понимать: сегодня требуется общий инвестиционный климат. Водить за ручку каждого иностранного инвестора, как это было еще пятьшесть лет назад, непродуктивно.

В любом бизнесе нужен системный подход, мотивация, ориентация на результат. И управление экономикой региона — не исключение. Для решения общих проблем насущно необходима кооперация. Задача момента — провести идею такой кооперации между Сциллой и Харибдой политических амбиций региональных лидеров. Проект «Кооператив “Большой Урал”» должен стать классическим инвестиционным проектом со всем набором необходимого для его реализации управленческого инструментария.

У партнеров

    Реклама