— Кирилл Сергеевич, каковы основные причины резкого снижения цен на билеты?
— Во-первых, мы частично решили вопрос с аэропортом Кольцово, который снизил цену на топливо фактически на треть. Во-вторых, наша компания получила новый тип самолета — Airbus А320. Он эффективнее с точки зрения потребления топлива и позволяет формировать более привлекательные тарифы. Вообще падение цен на авиабилеты — общемировая тенденция. Компании находят новые бизнесмодели, например lowcost (система организации сверхдешевых авиаперевозок с минимумом набора услуг. — Ред.). Пришло время, когда и в России стали проводить такие эксперименты. Чем они закончатся, сказать пока сложно, но какаято гибридная вещь наверняка будет работать.
— Вы готовы отказаться от некоторых видов услуг для пассажиров, чтобы удешевить перевозки? Например, от бесплатного питания на борту, которое включается в стоимость авиабилета.
— Питание для пассажиров достаточно дешевое, оно стоит 200 — 250 рублей. В стоимости авиабилета это не такие уж большие деньги. Основная экономика всех lowcostперевозчиков строится в частности на том, что они используют неглавный аэропорт. Но у нас в России это сделать практически невозможно. Например, в Москве три аэропорта, и цены для перевозчиков у них примерно одинаковы. Вокруг Екатеринбурга нет другого аэропорта кроме Кольцово (на Уктусе — короткая полоса). Значит, в России модель lowcost внедрить полностью, как в зарубежной Европе, мы не сможем.
Сейчас вырабатывается уникальная российская модель дешевых авиаперевозок. Она точно будет не такой, как в Европе: у нас другие условия. Например, в России очень много трасс лицензируется, а в Европе лицензирование отменено.
Тем не менее мы будем искать оптимальную бизнесмодель, менять каналы дистрибуции, в чем-то копировать других. Например, lowcostперевозчики до 90% авиабилетов реализуют через интернет и телефонное бронирование. В «Уральских авиалиниях» сегодня этот показатель пока достигает только 10%, но мы развиваем этот канал продаж.
— На направления кроме Москвы и СанктПетербурга цены также будут снижены?
— Да, у нас 15 декабря начинаются праздничные распродажи билетов, они продолжатся до начала марта. Скидки составят 50% на все внутрироссийские направления (по международным направлениям такого пока не будет: начинается сезон отпусков). Затем цены вернутся. Но модель, действующую по московскому и петербургскому направлениям, мы обкатываем. И если цена, которую мы рассчитали, будет эффективна, то число таких направлений увеличится.
— На какой рост пассажиропотока вы рассчитываете, снижая цену на билеты?
— Мы пытаемся найти оптимальную модель, которая может дать революционный рост числа пассажиров: не 5 — 7% в год, как сейчас, а под 20%. Эти 20% авиаперевозчики друг у друга отобрать не смогут. Мы сможем вместе их отобрать у товарозаменителей. Это автомобиль (многие отдыхающие все еще ездят на море этим видом транспорта) и железная дорога. От Екатеринбурга и восточнее поездка до Москвы на поезде занимает более суток. Поэтому при перелете получается весьма существенная экономия времени. В Перми, например, авиатранспорту конкурировать с железнодорожным уже сложнее.
Интервью взял Павел Кобер