Антон Воробьев, управляющий партнер КГ «ФИНЭКС» (Екатеринбург):

— Тема бережливого производства успела завоевать популярность среди уральских предприятий. Но, на мой взгляд, это пока лишь очередное модное увлечение. Сквозь восторженные возгласы американских и японских проповедников уже раздаются слова разочарования уральских руководителей, попытавшихся в очередной раз применить то, к чему они оказались не готовы.
Методы бережливого производства могут быть эффективны. Только всему свое место и время.
Логично не противопоставлять различные управленческие подходы, а применять их в нужной последовательности. К примеру, методологии управления качеством на основе ISO 9001 и бережливого производства усиливают друг друга: невозможно заниматься только качеством или только скоростью. Прежде необходимо сделать процессы управляемыми и стабильными, применяя инструменты управления ими и принципы менеджмента качества. Это позволяет учесть требования потребителя, установить целевые ориентиры для процессов и добиться их результативности. И лишь после этого следует приступать к сокращению потерь и повышению эффективности, применяя методы бережливого производства.
Алексей Пан, ведущий консультант НПФ «Миакон» (Челябинск):

— Концептуальная основа многих методов современного менеджмента — понятие «процессы». Еще в 1954 году Питер Друкер писал, что структурировать предприятие и оптимизировать работу следует в соответствии с «логикой деятельности», а не механически объединяя функции по признаку вида профессии. Именно в этом случае вы радикально улучшите ключевые показатели (школа реинжиниринга), добьетесь устойчивых конкурентных преимуществ (школа цепочки ценности по Портеру), повысите качество и удовлетворенность клиентов (школа менеджмента качества), сможете оперировать реальной себестоимостью продукции (школа ABC/ABB/ABM), избавитесь от запасов и брака, сократите срок выполнения заказа (школа бережливого производства). Какой подход выбрать? Чистая копия результата не даст. Нужна идея, концепция. Сила компании Toyota — не в конкретных методах производства, а в системном эффекте, основанном на процессном подходе. Как фармацевтическая отрасль сегодня переходит от производства лекарств для всех к проектированию их для конкретного человека, так и предприятиям следует перейти от слепого нестратегического подражания успешным иностранным методам к подражанию «просвещенному», к созданию на этой базе собственных систем управления.
Артем Колинько, директор департамента внедрения систем качества «АБ Консалт», преподаватель Урало-Сибирского Института Бизнеса (Екатеринбург):

— Рынок оживился: руководители компаний начали понимать, что стандарты ISO, методы бережливого производства — не просто какие-то эфемерные высказывания или парадигма, а реальный набор инструментов. На этапе внедрения ISO всегда видны узкие места бизнеса, можно дальше оптимизировать свою систему. Принципы TPS/Лин и процессного подхода в целом могут быть применены везде, в любой компании независимо от ее размера и рода деятельности. К примеру, одно из эффективных и в то же время простых инструментов оптимизации процессов — выявление и сокращение временных ловушек, простоев. Если все управленческие решения проводить через круг Деминга — планируй, делай, контролируй, анализируй, — любой проект будет успешен. Единственное условие — вовлеченность руководства. Руководитель принимает решения, выделяет ресурсы. Если он не участвует в процессе, как правило, на проекте можно ставить крест.