Горный университет: цех плюс аудитория
Если представить инновационный проект Уральского государственного горного университета воплощенным, мы увидим три вновь созданных полноценных предприятия и одновременно — «учебных корпуса».
Одно предприятие возникнет на участке, содержащем титаноциркониевые ресурсы, и займется обогащением циркония. Проект сложный, долгосрочный, но очень перспективный: стратегически важен и сам материал, и установка на выпуск, подчеркнем, высокотехнологической продукции. Другое предприятие выглядит более приземленно, зато его продукция массово востребована: по новой технологии, повышающей выход качественного продукта на 70%, оно займется производством кубовидного щебня для строительства дорог. Третьим станет комплекс для изучения ресурсов Полярного Урала: здесь намерены вести исследования и составлять карты месторождений.
Заводы и цеха будут выпускать реальную продукцию. Учебный процесс пойдет параллельно: вопервых, используется университетское оборудование, вовторых, работать на нем станут в том числе студенты, аспиранты и преподаватели УГГУ. Кроме того, работа предприятий в режиме реального времени начнет транслироваться в университете в трех специально подготовленных мультимедийных классах. Используя эти электронные аналоги заводов-аудиторий, студенты смогут проводить экономические расчеты, учиться определять стратегию и тактику конкретного предприятия.
В вузовских инновационных проектах на первый взгляд немало фантастического. Университеты при предприятиях существуют (хотя совсем недавно и такое выглядело придумками идеалистов), но предприятия при университете — явление уникальное. Однако в уральском горном убеждены: проект осуществим. Потому что, вопервых, не патологически дорог (стоимость оценена в 580 млн рублей), вовторых, — чрезвычайно значим.
По словам проректора УГГУ по инновационной работе Владимира Макарова, проект решает как чисто образовательные, так и производственные задачи. Он собирает в единое целое образование, науку и производство: производство помогает образованию, наука развивает производство. Цель проекта — диверсификация горнопромышленного комплекса, выпуск высокотехнологичной продукции, инновационное освоение недр. Попутно отрабатывается актуальный сегодня механизм государственночастного партнерства.
Уральский государственный университет: когда наступит завтра
Типичная ситуация: возникает нехватка людей определенных профессий, на них повышается спрос, система профобразования усиленно готовит востребованные кадры, однако через пять лет, когда свежеиспеченные дипломированные специалисты выходят на рынок труда, дефицит уже сменился перепроизводством. Подобная участь постигла юристов, экономистов, психологов, а теперь угрожает и инженерам. Как просчитать перспективные потребности экономики? В Уральском государственном университете разрабатывается программа, которая позволит прогнозировать потребности страны и региона в специалистах на несколько лет вперед. Именно в таком опережающем режиме сам университет строит работу, открывая направления, названия которых пока мало известны работодателям. По научным прогнозам, через несколько лет новые специалисты пойдут нарасхват.
Год назад, например, в университете открылась новая дисциплина — «инноватика». Одно из самых популярных сегодня слов не имеет даже четкого определения. Каким должен быть специалист по инноватике, что уметь, чем заниматься? Ученые УрГУ прогнозируют, что с каждым годом потребность в необычных пока специалистах будет возрастать, причем в самых разных сферах: экономике, политике, социальных отношениях, сервисе.
В рамках национального проекта Уральский государственный университет выступает за создание семи инновационных научнообразовательных центров. Студенты, преподаватели и научные сотрудники структурно объединяются вокруг общей темы, важной сегодня, но еще более актуальной завтра. Это нанотехнологии — их называют основой будущего. Это экологические проблемы, нарастающие с каждым годом. Это информационная безопасность, понимаемая более широко, чем только компьютерная. Использование физики в биологии и медицине. Русский язык, которому важно обучать уже не только мигрантов, но и «коренное население» России. Это толерантность: не случайно создан Межрегиональный институт общественных наук, для которого это ведущая тема. Это бизнесинформатика: подготовка специалистов, опирающихся в равной мере на экономические и математические знания.
По мнению проректора УрГУ по учебной работе Виталия Прокопьева, к освоению нового лучше готов человек, опирающийся на качественную фундаментальную подготовку. «Натасканность» на определенные действия ограничивает способность к переменам. Фундаментальные знания остаются приоритетом для классического университета, выпускники которого неизменно востребованы, как бы ни менялся спрос.
Подготовила Елизавета Кириллова