Не забывать о фундаменте

19 февраля 2007, 00:00
  Урал

Недооценка потребностей в инфраструктуре увеличила сроки внедрения ИТсистемы, рассказывает директор по ИТ центра торговли «Молния» (Челябинск) Андрей Успанов

— Андрей Фаисович, какие ИТрешения внедрены в вашей компании?

— Наша информационная система состоит из двух основных элементов: полномасштабной ERP и комплекса необходимых инфраструктурных компонентов — системы хранения и сервера баз данных, сервера приложений, телекоммуникационного решения и т.д. В планах — внедрение систем управления складом, бюджетирования. 

— Внедрение ERP — во всех смыслах затратный проект. Как и почему вы пришли к необходимости этого?

— Решение было принято два года назад, проект осуществлялся в 2005 — 2006 годах. Основной предпосылкой стала поставленная руководством задача расширения масштаба бизнеса. На тот момент у нас было шесть магазинов, и система отечественного производства с большим трудом справлялась с количеством транзакций. Сейчас у нас уже девять магазинов (два гипермаркета по 4 — 5 тыс. кв. метров, три магазина «у дома» по 500 — 800 кв. метров и четыре супермаркета по 1,5 — 3 тыс. кв. метров). Планируется открытие новых точек.

— Какие основные цели ставились на старте проекта и каких результатов удалось достичь?

— Мы должны были создать информационный фундамент для роста компании, улучшить управляемость, внедрить инструменты диагностики. В результате внедрения повысилось качество принятия управленческих решений. К примеру, если раньше у менеджера по закупу были цифры по продажам товара только за прошлый год, сейчас у него есть данные за весь период работы системы в режиме онлайн. Соответственно, он может точнее прогнозировать продажи и делать максимально выгодные закупки. В итоге сокращаются складские запасы, более рационально используются оборотные средства.

Второй важнейший результат: наши бизнеспроцессы стали более жесткими, теперь мы полностью контролируем ситуацию на местах. Приведу пример из области управления ассортиментом. Раньше, когда менеджмент решал вывести какуюнибудь позицию из ассортимента, она могла еще несколько месяцев оставаться на полках какой-нибудь торговой точки. Теперь, если решение принято, система просто не позволит работать с этим товаром. Для нас это критически важно: наш главный капитал — место на полках и мы обязаны использовать его максимально рационально.

Немаловажно и то, что мы сделали систему легко масштабируемой. Если раньше при открытии новой точки мы тратили на настройку системы несколько дней, то сейчас это дело нескольких минут. А в условиях жесткой конкуренции время дорогого стоит.

Наконец, за счет централизации системы мы оптимизировали расходы на поддержку ИТ. Если до внедрения системы в каждом магазине была своя информационная среда, теперь все аппаратное и программное обеспечение поддерживается централизованно, что удобнее и дешевле. И эффект экономии будет усиливаться с открытием каждой новой точки продаж.

В целом мы добились всех результатов, на которые рассчитывали. Проект закончили в срок. Период адаптации к новой системе оказался несколько больше, чем планировали: как правило, предприятие входит в зону «комфортного владения» ERPсистемой через 3 — 9 месяцев после окончания проекта, на практике понадобилось более девяти месяцев. Однако и с этой проблемой мы успешно справились

— Чем была вызвана сложность адаптации?

— Основной проблемой стала недооценка потребностей системы в инфраструктуре: оказалось, что они значительно выше, чем мы рассчитывали на старте. Поэтому нам пришлось серьезно обновлять серверный парк, коммуникационные каналы и т.д.

Интервью взял Юрий Немытых