Насколько популярно бережливое производство в России

19 февраля 2007, 00:00
  Урал

— рассказывает Олег Виханский, генеральный директор Института комплексных стратегических исследований, декан Высшей школы бизнеса МГУ им. Ломоносова

— Судя по нашему опыту, российский бизнес начинает проявлять интерес к возможностям повышения конкурентоспособности и модернизации производства по принципам кайдзен. Открытые источники не позволяли составить представление о состоянии производственных систем в России. Информация была доступна в основном только о крупных предприятиях, базирующихся в центральных районах. Официальной статистики об управленческих новациях нет. Поэтому мы решили выяснить, насколько распространены инструменты производственной системы TPS/Лин в России. Опрошено более 700 российских предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, в основном средние и крупные компании с численностью персонала от 200 до 2000 человек. 70% респондентов — высшее руководящее звено.

Результаты показали: модернизируют производство, используя японский опыт, 32% предприятий из всех опрошенных. (Для полноты картины добавлю: на 45% остальных предприятий деятельность, связанная с модернизацией производственных систем, вообще отсутствует, а 23% занимаются улучшением отдельных участков с помощью собственных разработок.) Менее чем на 5% предприятий ведется систематическое и последовательное совершенствование организационных процессов: компании внедряют как минимум три инструмента бережливого производства. Чаще всего усилия направлены на управление качеством (TQM), визуализацию рабочего места (5S) и оптимизацию запасов (Kanban, justintime).

Самую высокую активность проявляют крупные предприятия численностью более тысячи человек, расположенные в Уральском или Приволжском федеральных округах и относящиеся к отраслям машиностроения, черной или цветной металлургии. Это связано с большей доступностью информации об опыте внедрения инструментов бережливого производства и присутствием этих предприятий на мировом рынке: они должны конкурировать с иностранными производителями, соответствовать мировым стандартам качества продукции.

Исследование проведено в марте-апреле прошлого года. За это время произошло два существенных изменения.

Во-первых, кайдзен перестал быть экзотикой отдельных крупных корпораций: они-то гораздо раньше поняли, что без модернизации производства двигаться дальше невозможно. Серьезное внимание к проблематике стало проявляться на уровне государственных органов. Пришло понимание, что в этой сфере лежат возможности для интенсивного роста и повышения конкурентоспособности российской промышленности. Это уже становится неким приоритетным направлением в рамках государственноэкономической политики. Так, Центр стратегических разработок провел аудит конкурентоспособности российской экономики. Впервые выявлено, что ее уровень напрямую определяется действиями на уровне цеха в производственном процессе. Институциональные изменения в экономике уже в значительной мере прошли, и вопросы повышения конкурентоспособности — теперь вопросы не макрополитики, а микроуровня.

Во-вторых, по моим наблюдениям, появился повышенный интерес к философии кайдзен среди наших студентов школы бизнеса из непроизводственной сферы: от торговых сетей, финансовых учреждений, до предприятий сферы услуг и прочего. Раньше они больше внимания уделяли финансам, вопросам налогообложения.

Опрос выявил сдерживающие факторы распространения инструментов концепции бережливого производства: нехватку информации (книг, семинаров, конференций), отсутствие российских специалистов, изнутри знающих особенности этой системы, способных возглавить процессы модернизации производственных систем в компаниях. Тем не менее интерес к теме растет, определенные сдвиги есть: приезд господина Имаи, проведение Российского Лин Форума и Российской Лин Школы, которые позволили компаниям обменяться опытом.

Подготовила Светлана Ханафиева