Малый бизнес: о времени и о себе

26 марта 2007, 00:00
  Урал

Предприниматели неоднозначно оценивают уровень развития малого бизнеса на территориях

Анатолий Филиппенков, председатель Свердловского областного Союза малого и среднего бизнеса:

 pic_text1

— На мой взгляд, исследование «Опоры России» безграмотно. Уровень развития малого предпринимательства в Свердловской области оценивается необоснованно низко. Между тем в ней сосредоточено 40% малого бизнеса УрФО — одного из самых развитых округов в нашей стране. Конечно, выделяемых из бюджета средств на поддержку малого бизнеса недостаточно: в 2007 году эта сумма составит 87 млн рублей, что меньше потребности раз в десять.

Евгений Шестаков, генеральный директор группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТС»:

 pic_text2

— На Среднем Урале — высококонкурентная среда. Вновь открывающемуся бизнесу выжить в ней очень сложно. Так, на рынке юридических услуг из возникших в последние годы компаний закрепились единицы, а ведущие игроки держатся еще с 90х годов. Помимо конкуренции, начинающий бизнесмен сталкивается с административными препонами, причем еще на стадии регистрации предпринимательской деятельности. В соответствии с законом срок регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица не должен превышать пяти дней, но оформление документов зачастую длится месяц. Затем у предпринимателя возникает масса проблем с контролирующими органами, например с налоговыми. Нередко работники налоговых органов сами принимают ошибочные решения, которые, по логике, нужно бы обжаловать в суде, но изза низкого авторитета судебной системы большинство административных актов не оспаривается.

Корень всех проблем заключается в том, что власти не идут навстречу малому бизнесу. Правильнее говорить не о низком уровне государственной поддержки предпринимательства, а о полном отсутствии какой-либо помощи. Бюджетные деньги, которые выделяются на поддержку малого бизнеса, по всей видимости, уходят в приближенные к власти структуры. К услугам нашей фирмы прибегают ежегодно около 600 клиентов, но я не знаю ни одного предпринимателя, который получил бы от государства хоть какуюто помощь.

Илья Шкоп, директор агентства недвижимости «Роттердам»:

 pic_text3

— Свердловская область живет за счет предприятий промышленной сферы, поэтому государственная поддержка направлена в основном на развитие большого бизнеса. Местные власти не заинтересованы в развитии предпринимательства, ему отводится второстепенная роль. В свою очередь малые предприятия не идут за помощью к государству либо не заявляют о своих проблемах настойчиво и систематически. В области насчитывается около 60 профессиональных объединений малого бизнеса, однако я не помню случая, чтобы кто-то из них вел серьезный диалог с властями.

А проблем между тем масса, и все они, кроме разве что высокой конкуренции, обусловлены бюрократией и недоработками в законах. Так, медлительность чиновников приводит к тому, что оформление земельного участка занимает у предприятия вместо месяца целых полгода. Где, скажите, предпринимателю, у которого каждый человек на счету, найти сотрудника для регулярного хождения по инстанциям?  

Не понятна мне и позиция в отношении финансовой поддержки предпринимателей. Предположим, у государства нет для этого достаточных ресурсов. Но зачем тогда вообще выделять из бюджета несколько десятков миллионов рублей, если эта сумма не покроет потребности и трех предприятий?

Александр Калинин, председатель совета Челябинского областного отделения «Опоры России»:

 pic_text4

— Челябинская область вошла по итогам исследования в группу «Регионы устойчивого развития малого бизнеса» во многом благодаря системной политике поддержки предпринимательства. Это заслуга и правительства области, и активности общественных объединений предпринимателей. Но обольщаться не стоит. Если в ближайшее время не будет изменена суть этой политики, уже через несколько лет Южный Урал тоже может оказаться в группе депрессивных регионов.

В Челябинской области, как и в соседней Свердловской, экономика развивается очень активно, сюда приходят новые игроки, идет укрупнение компаний, бизнес консолидируется. В итоге ниши, которые традиционно занимал малый бизнес, например торговля, переходят под контроль крупных сетевых участников. А «входной порог» в новые сферы бизнеса очень высок. Если предприниматель решил заняться оказанием услуг, он сразу сталкивается с дефицитом коммерческой недвижимости, которая к тому же стоит чрезвычайно дорого. Еще больше проблем возникает в ситуации, когда малый бизнес решает уйти из торговли в производственную сферу. В момент перехода таким предприятиям необходимы новые формы поддержки: на них существующие программы развития малого бизнеса в регионах просто не настроены. Опять же речь идет о дефиците площадей, теперь уже производственных. Нужны не просто коробки зданий, а полноценные промышленные парки со всей необходимой инфраструктурой. Да, некоторые крупные предприятия сдают в аренду свободные площади, но это, вопервых, очень дорого, вовторых, нестабильно: в любой момент предпринимателя могут попросить освободить помещение. Если региональные власти хотят и дальше развивать малый бизнес, им нужно заниматься решением именно этих вопросов.

Подготовили Ирина Перечнева, Виктор Андриянов