— От идеи создания агломераций у меня есть и хорошие ожидания, и плохие. Причем соотношение первых и вторых — один к девяти. Хорошо то, что государство наконец-то увидело в крупнейших городах локомотивы экономического роста, на которые нужно делать ставку в развитии страны. До этого ничего подобного не говорилось, наоборот, считалось, что у крупных городов и так все хорошо и особо заниматься ими нет необходимости. Сегодня все крупные города как раз от такой политики и страдают. Там находятся огромные скрытые ресурсы развития, которые никак не используются. Надо создать условия, чтобы они заработали. Нужно качественное административное сопровождение экономического роста. И то, что государство обратило внимание на проблемы развития городов, я считаю первым шагом на пути к этому. На этом все хорошее заканчивается.
Теперь об опасениях. Мне непонятна сама идея подобного агломерирования сверху — административного накачивания городов какими-то функциями, управленческого насилия над территориями. Если агломерации успешны, то они без всякого специального проекта растут. Трудно себе представить, что существовала какая-то государственная программа превращения, например, Чикаго в агломерацию. Рынок сам разберется, какому городу быть агломерацией, а какому нет. Мировая практика показывает: агломерации, вырастающие сами по себе, наиболее успешны и по качеству жизни, и по роли, которую они играют в стране. Искусственные агломерации редко оправдывают ожидания.
Непонятно также, почему объектами для «развивания» выбраны и без того успешные региональные столицы. Чтобы увеличивать их «отрыв» от соседних территорий? Логичнее было бы найти на карте несколько десятков крупных сел, которые находятся в узлах инфраструктурного каркаса страны, но им действительно не хватает ресурсов для самостоятельного развития, и растить из них города.
По сути концепция агломераций — это очередное переложение теории «точек роста»: взять и аккумулировать все ресурсы страны и бюджетные затраты в нескольких точках с расчетом на то, что они потом вытянут за собой остальные территории. Уверен, эта теория в сегодняшней России не применима. Есть такая болезнь, когда рост костей человека не поспевает за ростом мышечной массы. Тем же больна и Россия. Наши необъятные пространства нанизаны на хлипкий и недостроенный инфраструктурный каркас. Очевидно, что его нужно укреплять: направлять ресурсы на создание инфраструктурных жгутов между городами (и не обязательно самыми крупными, скорее между ресурсными и потребительскими), создавать максимальное количество линий между точками. России намного выгоднее развитие всевозможных коммуникаций, например между Екатеринбургом и Челябинском, чем развитие их самих как двух агломераций.
Подготовил Юрий Немытых