Навеянное временем

23 апреля 2007, 00:00
  Урал

Для одних компаний строительство складов — логичное развитие бизнеса, для других — вынужденная мера. С приходом на рынок большего числа профессиональных девелоперов каждый будет заниматься своим бизнесом, считает директор по стратегическому развитию компании «Лорри» Александр Трахтенберг

— Александр Соломонович, сегодня масса логистических и торговых компаний строят складские комплексы для нужд собственного бизнеса. Насколько это целесообразно?

— Строительство складских помещений логистическими компаниями — мера рациональная с точки зрения повышения эффективности бизнеса в целом. А вот для торговых и иных компаний такой шаг полностью оправданным назвать нельзя. Строительство и эксплуатация недвижимости — отдельный, самостоятельный бизнес, который имеет риски, присущие только ему.

— Учитывая, что строительство отвлекает ресурсы от основного бизнеса, компания какого масштаба может себе его позволить?

— Отвлечение присутствует всегда. Компания, инициирующая финансирование проекта, предлагает участие в нем собственными средствами на уровне 30%. Суммы могут доходить до нескольких миллионов долларов. Если денежный поток текущей деятельности не такой мощный, а эффективность существующего бизнеса не на высоте, нагрузка очень заметна. Поэтому начинать, а главное — доводить до конца понастоящему масштабные проекты могут только крупные компании.

— Каким вы видите развитие ситуации? 

— Со временем строительство торговыми и иными компаниями собственных складских помещений сойдет на «нет», торговым компаниям выгоднее будет передать складскую логистику на аутсорсинг. Произойдет некоторый спад в строительстве складских помещений «под себя», что подстегнет тарифы за хранение.

В перспективе приход столичных девелоперов и увеличение предложения на открытом рынке приведет к тому, что арендные ставки начнут снижаться. Однако случится это не скоро, минимум лет через пятьсемь: построить сотни тысяч метров за год-два нереально.

Подготовила Евгения Савина