Городские амбиции

Спецвыпуск
Москва, 25.06.2007
«Эксперт Урал» №24 (287)
В конкурентной борьбе вторых городов с региональными центрами за инвестиции и кадры решающими факторами станут развитие транспортной инфраструктуры и диверсификация экономики, считает глава Березников Андрей Мотовилов

— Андрей Владимирович, как на экономику города повлияла ситуация с оседанием почвы в Березниках? Насколько мне известно, в опасной зоне находится участок железной дороги. Градообразующие предприятия отрезаны от потребителей?

— Дорога открыта на всем протяжении. На проблемном участке составы, особенно с опасными грузами, идут с ограничением скорости и максимальными мерами предосторожности: организовано дежурство спецподразделений химической защиты управления ГО и ЧС, служб предприятий, пожарной охраны. Никаких подвижек почвы на участках железной дороги не зафиксировано. Закрыто лишь движение пассажирских поездов от станции БерезникиСортировочная до Соликамска. С предложением о его возобновлении мы вышли на руководство СвЖД. Заключение ученых, сделанное на базе длительных наблюдений за геологической ситуацией, говорит, что никаких серьезных явлений на этом отрезке железной дороги не происходит. То есть пока на экономике города процессы, происходящие в недрах Березников, не сказались. Тем не менее городу необходим большой обходной путь. От этого зависят стабильность предприятий Верхнекамья и безопасность населения.

— Насколько мне известно, существуют два варианта: построить 6 километров обходного железнодорожного пути или 55километровую магистраль Березники — Соликамск — Яйва. Второй предпочтительнее, но в разы дороже и требует участия федерального центра. Возможно ли привлечь для реализации транспортного проекта средства федерального бюджета?

— Мы считаем, что поддержка федеральных структур должна быть. Насколько она реальна, судить сложно. Во всяком случае, работу в этом направлении ведут и министерство транспорта РФ, и Агентство по железнодорожным сообщениям, и ОАО «РЖД». С моей точки зрения, большой обходной путь необходим не только Березникам, но и всему северу Прикамья. Ведь транспортные потоки — это залог развития региона в целом. Мы будем добиваться федерального участия, в том числе с помощью краевого правительства.

— Удачное расположение Березников позволяет городу претендовать на роль крупной транспортной развязки. Между тем железнодорожная ветка заканчивается в соседнем Соликамске. Что вы предпринимаете, чтобы придать городу статус транспортно-логистического центра?

— Начинается строительство дороги, которая позволит соединить Березники с Кудымкаром и Кировом, минуя Пермь. Это только часть работы, которая сделает удобным сообщение между федеральным центром, европейской частью России и Березниками. Затем эту дорогу можно продлить на восток с выходом на Тюмень. В этом случае мы станем точкой транзита из Азии в Европу по северной территории. Кроме того, нам удалось добиться, чтобы в проект строительства железной дороги Белкомур были внесены изменения: ветка пройдет через Соликамск, Сыктывкар, Архангельск. Есть интерес северных стран присоединиться к этой дороге через Мурманск или Архангельск, чтобы получить транзит по северу на Китай.

— Такой путь развития позволит вам успешно конкурировать с краевой столицей за инвестиционные потоки…

— Пока вторые города проигрывают, в том числе в кадровом и инвестиционном вопросах. Чтобы изменить ситуацию, мы поставили себе задачу сформировать стратегический план развития города и уже объявили конкурс на консультационные услуги по сопровождению этого плана. Именно эта работа позволит нам систематизировать то, что мы имеем, и позиционировать Березники с совершенно иной, более качественной точки зрения. К концу 2008 года эта работа будет закончена.

— Насколько актуальна для города проблема дефицита кадров?

— Это общероссийская беда. Нашим крупным предприятиям не хватает рабочих, мастеров, начальников участков. Поэтому «Уралкалий» запустил программу подготовки кадров для собственного производства. Открыли горную кафедру в Березниковском филиале Пермского государственного технического университета, где сейчас готовятся специалисты-горняки. По этому же пути идут другие предприятия — заключают договоры с профучилищами, учат работников в вузах. Но пока это разрозненный процесс. Сейчас мы готовим большую программу с участием крупных предприятий по подготовке кадров внутри города. К концу года она начнет реализовываться.

— Получается, город в первую очередь ориентируется на развитие крупных производств. А как же малые предприятия?

— Основа нашей экономики — химическая промышленность и цветная металлургия. Судите сами: за первый квартал в бюджет в виде налогов от ОАО «Уралкалий» поступило чуть более 45 млн рублей, от корпорации «ВСМПОАвисма» — 20, от ОАО «Азот» — 11, от Березниковского содового завода — более 6 млн рублей. То есть львиная доля поступлений — от городских предприятий.

Но неправильно связывать развитие города только с крупными предприятиями. Это огромные риски. В Березниках 2,5 тысячи организаций различной формы собственности. В прошлом году поступления от предприятий малого и среднего бизнеса в казну составили 8 — 9% от всего бюджета. Цель администрации города довести эту составляющую до 15 — 18% к 2010 году.

— Как увеличить долю малого и среднего бизнеса в общей структуре экономики?

— Создать условия для его роста. Для успешного развития бизнеса в Березниках мы взяли курс на снижение административных барьеров для желающих заниматься предпринимательской деятельностью. Обеспечиваем всем равный доступ к объектам нежилого фонда и земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, максимально упрощаем процедуру оформления прав на эти объекты. Сейчас в Березниках сроки оформления прав на земельные участки и прав аренды на объекты недвижимости — одни из самых коротких в Пермском крае, существенно меньше, чем в Перми. Поддержка администрации заключается еще и в том, что мы обеспечиваем всем доступ к муниципальным заказам и будем удовлетворены, если предприятия малого и среднего бизнеса станут активно выходить на этот рынок. В то же время мы делаем шаги на перспективу — планируем открыть в Березниках бизнесинкубатор, уже подобрали помещение. Такая форма поддержки позволяет предпринимательству встать на ноги. Кроме того, в стадии завершения подготовка городской программы: в нее входит формирование правового пространства для развития малого предпринимательства, снижение административных барьеров, стимулирование кооперации между малым и крупным бизнесом. Мы открыты для конструктивного диалога с бизнесструктурами и готовы отстаивать их интересы.

Беседовал Артем Коваленко

Новости партнеров

Реклама