Невидимое кино

Задача номер один современного кинематографа: не только снять фильм, но и довести его до зрителя. Идеальный вариант — «два в одном»: кино авторское по смыслу, фестивальное по уровню и коммерческое по способности нравиться публике

Есть ли современное уральское кино? Варианты ответов: раньше было, а сейчас нет; есть; пока только возрождается. Предлагаю выбрать свой вариант. Затем прочитать материал и вновь дать ответ.

Студийная инвентаризация

Чтобы понять, в каком состоянии пребывает кинопроцесс региона, Уральское отделение Союза кинематографистов России провело конференцию, на которую пригласило представителей всех местных студий. Это раньше (но как давно!) существовала однаединственная Свердловская киностудия: прославленная «Угрюм-рекой» и «Приваловскими миллионами», выпускавшая в пиковые времена по десять фильмов в год, включая сериалы. Ныне на конференции засветились девять кинокомпаний из Екатеринбурга и одна из Перми. Всего, по подсчетам специалистов, в столице Урала на момент «киноинвентаризации» действовало 16 — 18 студий.

Некоторые из них связаны со Свердловской киностудией родственными отношениями. «Афильм» начинал как объединение анимационных фильмов при киностудии, потом стал ее дочерним предприятием, наконец самостоятельным ООО. Подобный путь прошел и «Урал-фильм». Большинство студий — «именные», ориентированы на личность, известную в киномире региона. Например, кинокомпания «Снега» ассоциируется с Георгием Негашевым, бывшим директором Свердловской киностудии.

«Ур-Ал» — с Владимиром Макеранцем, председателем местного отделения Союза кинематографистов. Пермский «Новый курс» — это прежде всего режиссер Павел Печенкин, а «29 февраля» — наша новейшая знаменитость победитель Венецианского фестиваля Алексей Федорченко.

А что же прародитель? Бывший монополист существует сегодня как группа компаний «Страна — Свердловская киностудия», куда входят кинофабрика, оказывающая технологические услуги (оборудование, павильоны, специалисты, которыми пользуются и другие студии), и кинокомпания, занимающаяся непосредственно производством фильмов; прокатная группа; Академия кинобизнеса. Собственных громких имен пока не наработано (возможно, это впереди, ведь именно здесь сконцентрировалась молодежь), зато активно привлекаются российские знаменитости.

Приобретением или утратой можно считать размножение студий, рассредоточение сил? На конференции прозвучал анекдот: отчитывается в Туле секретарь местной ячейки союза писателей: «Наша писательская организация так выросла! Теперь у нас сто писателей, а был всего один — Лев Толстой». Однозначным плюсом расценивается маневренность небольших компаний. «Теперь легче, не надо проходить 153 согласования», — говорит директор «Афильма» Валентина Хижнякова. Есть возможность сравнения и выбора для потенциальных инвесторов. Но раздаются и ностальгические стенания: мол, новые студии — лишь обломки большого корабля. Пресловутый худсовет нередко поминают добрым словом: не цензуру, конечно, а общение коллег, разговоры, которые ничего не решали, но создавали творческую атмосферу. Громко слышен плач по шедеврам, которых нет. «В многоцветном, разнонаправленном кинопроцессе региона сегодня очень мало картин, которые запоминаются», — оценивает ситуацию литературный и кинокритик Валентин Лукьянин.

В новой ситуации проявилось некое внутреннее противостояние: творцы старой закалки — и молодые менеджеры. Для первых во главе угла самовыражение автора, к слову «деньги» они относятся агрессивно; вторые придают приоритетное значение умению организовать процесс, от производства до распространения. Пока обе стороны не всегда слышат друг друга.

Показать — не показать

Возможно, для когото неожиданность, но даже простой перечень фильмов «made in Ekaterinburg» за последний год может занять немало места. Ограничусь главным. Сейчас на Свердловской киностудии снимается полнометражный художественный фильм «У ангелов есть крылья». Полностью готова первая часть (12 серий) милицейского сериала «Дело было в Гавриловке» (в ролях — Борис Щербаков, Алиса Гребенщикова, группа «Чайф»), только что начались съемки второй части. Стартует работа над 12серийной историкопатриотической лентой «Путь на Мангазею» совместно с компанией «Сибирфилм». Киностудия «29 февраля»: произведен игровой сериал «Похищение воробья», о котором московский критик Зоя Кошелева высказалась в превосходной степени («Если этим можно хоть частично заменить телевизионное мыло, это будет замечательно»), и художественный фильм «Железная дорога», рассчитанный на прокат в кинотеатрах. «Афильм»: закончена детская игровая картина «Крейк» о приключениях доисторического мальчика в современных условиях, сделано несколько анимационных картин. Готовится проект сериала для детей и фильма по произведению Владислава Крапивина. Три года назад организованная студия «Снега» тоже запускает в производство художественную ленту. Разными кинокомпаниями Урала произведено большое количество фильмов в неигровом жанре, он все более популярен. Картина «Давид» режиссера Алексея Федорченко Свердловской киностудии уже получила несколько международных призов.

Но где оно — это наше кино? Кто тот зритель, для которого оно создается?

И вообще, что это за самое массовое из искусств, которое почти никто не видит? По названным картинам я постаралась добыть «потребительскую информацию».

«Дело было в Гавриловке» приобретено федеральным каналом ТВЦ и будет демонстрироваться на телеэкране в начале осени нынешнего года. «Похищение воробья» также куплено телевидением, готовится выпуск на DVD. «Железная дорога», по планам, осенью должна появиться в кинотеатрах страны. Мультфильмы потихоньку закупаются на ТВ, вот только идут они, в отличие от штампованных компьютерных «мыльных» мультиков, не в активное детское время, а поздно. Валентина Хижнякова: «Продать детский фильм очень трудно, по закону он не должен перебиваться рекламой, а значит, невыгоден». «Давид» демонстрировался по телевидению и даже стал победителем конкурса зрительских симпатий «Настоящее документальное кино на ТВЦ». Уральское кино есть, но его пока мало, оно растворяется в общем потоке.

Дистрибуция — это новое слово не то чтобы пугает, но вызывает раздражение у мэтров. «Ваши фильмы выйдут на Брайтон! Мы готовы помочь продвижению картин и на телеканалы, и на международные рынки», — заявляет во всеуслышание генеральный директор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов. Его игнорируют. А ведь грамотно организованная дистрибуция, то есть распространение фильмов, это и есть путь к зрителю. Дистрибьюторскую службу имеет только группа компаний «Страна». Другие самостоятельно продажами не занимаются. «Афильм», например, находится в многолетних отношениях с московской фирмой, которая продает картины и по России, и за рубеж: язык анимации — международный.

Деньги откуда? Из бюджета, вестимо

Когдато известный уральский драматург Геннадий Бокарев сказал: будут деньги — будет и кино. Дмитрий Воробьев, продюсер кинокомпании «29 февраля», добавляет: будет творческая личность — будут и деньги. У «29 февраля» есть Алексей Федорченко; под него дают деньги. Кто?

Главным финансовым каналом для производства фильмов был и остается федеральный бюджет. Агентство по культуре и кинематографии финансирует около пятисот картин в год (включая документальные). На тендерной основе — настало время тендерного искусства: даже столы и ложки для декораций приобретаются после проведения конкурса. Работать с государством, по мнению многих продюсеров, не проще, чем с финансовыми структурами. Важно уметь грамотно представить проект. «Выбрасываются» лоты с определенными темами, кинокомпании выбирают подходящий, готовят заявку, экспертный совет ее анализирует. Так несколько лет назад государство выделило средства на съемку «Первых на Луне» — артхаусного кино, которое по определению не могло принести доход, но уже становится брендом уральского кинематографа.

Появились новые источники — бюджеты регионов. Студия «29 февраля» получила средства на съемку сериала «Похищение воробья» от правительства Москвы через кинокомпанию Сергея Жигунова «Пеликан». Результат понравился, и следующий проект — художественный сериал с рабочим названием «Капитан» — предполагает финансирование по тем же каналам. Несколько фильмов снимается на деньги северных тюменских округов. С прошлого года появилась отдельная строка и в бюджете Свердловской области, государственное вспомоществование выделено фильмам «Путь на Мангазею» и «Золотой Полоз» студии Владимира Макеранца.

Промышленные предприятия в основном делают заказы на презентационные ленты и пока нечасто рассматривают кино как бизнес: риски высоки. Да и большинство уральских кинопроизводителей признаются: возврата вложенных денег почти нет.

Кто почем

Какие бы механизмы купли-продажи не существовали, но делает кино человек. Одна из серьезных проблем уральского кинематографа — кадровая. За десятилетие «несъемочного периода» из отрасли ушли специалисты.

В дефиците не только таланты (их всегда мало), но и профессионалы среднего звена, те, кто непосредственно производит кино: вторые режиссеры, помощники операторов, бутафоры. Одна команда переходит от студии к студии. Решить проблему путем подготовки специалистов в столичных вузах не удается: на Урал не возвращаются. Надежнее выращивать дома. При Свердловской киностудии организована Академия кинобизнеса. Она тоже направляет лучших студентов во ВГИК, но по целевым направлениям — они обязаны вернуться.

Вообще-то сегодня можно пригласить для участия в картине любого режиссера, любого актера. Их интересуют не только деньги, но и качество проекта. В мире понятия элитарного и массового искусства постепенно стираются, взрастает некий «средний слой» кино: качественного и увлекательного.

У нас пока живуче убеждение о непересекающихся параллелях: кино коммерческом (не весть какого качества, зато охотно покупаемом) и фестивальном, авторском (хорошем, получающем призы, но не продаваемом).

И до тех пор, пока разделяются эти понятия, будет властвовать низкий вкус. Потребителя нужно воспитывать. Не только создавать качественный продукт, но и умело продвигать его. Иначе все достижения уральского кинематографа так и останутся «невидимым кино».

Уральское кино за 10 лет

Блицопрос от профессора УрГУ Натальи Кирилловой

Какие современные кинофильмы уральского производства вы знаете?

Лидер — лента «Первые на Луне» Алексея Федорченко. Затем «Привет, Малыш!» (режиссер Владимир Макеранец) и «Сель» (режиссер Ярополк Лапшин, сценарист Геннадий Бокарев).

Какие уральские режиссеры вам известны?

Лидеры те же: Алексей Федорченко и Ярополк Лапшин. А также Владимир Хотиненко. Аниматоры: Оксана Черкасова, Сергей Айнутдинов, из молодых Зоя Киреева. Документалисты: Борис Галантер, Владимир Тарик, Борис Кустов, Анатолий Балуев, как перспективный — Андрей Титов.

Что сейчас происходит с уральским кино?

30% ответов — переживает кризис, 20% — идет накопление сил, а 50% оценили процесс как выздоровление и возрождение.