Кто наливает

16 июля 2007, 00:00
  Урал

Возможность свободного выхода на соседние рынки, появившаяся у оптовых компаний полтора года назад, пока не изменила расстановку сил: основными игроками остаются местные компании

Объем рынка алкогольной продукции Свердловской области, по разным оценкам, составляет 8 — 9 млн литров в год, Челябинской и Тюменской — 6 — 6,5 млн литров. Объемы стабильны уже несколько лет, потребление не растет (возможно, потому что оно и без того велико, выше среднероссийского: до 18 литров чистого спирта на жителя в год против 15 литров в среднем по стране).

В каждом регионе есть три-четыре преимущественно местные компании, которые держат 30 — 40% рынка, и несколько десятков мелких. Лидеры работают с крупными производителями, владеют системой складов, что позволяет обеспечить бесперебойные поставки большого количества продукции. Небольшие компании либо выбирают узкий сегмент рынка (работают с одним-двумя производителями), либо выступают посредником между крупным оптовым звеном и розницей.

В Свердловской области на 1 января 2007 года насчитывалось 73 оптовика. По оценкам руководителя предприятий оптовой торговли компании «Уралторгсервис» Веры Белевой, 40% рынка удерживают группа компаний «Омега», «Инвина-опт», «Уралторгсервис» и «Сэком». В Тюменской области — около 30 компаний. Крупнейшие — «Риф-инвест», «Мегаполис», «Модуль». На Южном Урале оптовыми продажами алкоголя занимаются 38 компаний: около 40% рынка у «Мавта» (по оценке ее руководства), примерно по 10% — у «Тракторторгсервиса» и «МТ-сервиса», до 7% приходится на долю екатеринбургского холдинга «Омега».