Человек нового времени?

20 августа 2007, 00:00
  Урал

«MBA дает вздохнуть, открывает глаза, изменяет сознание и взгляд на возможности бизнеса, формирует нового человека», — эмоционально рассказывает о впечатлениях недавний выпускник бизнес-школы. По версии выпускников российских школ MBA, программы структурируют имеющийся опыт и знания, дают новый инструментарий, обеспечивают рост стоимости на рынке труда, возможность карьерного взлета или смены рода деятельности, способствуют налаживанию обширных деловых и личных контактов. Действительно ли российское, более того — региональное MBA-образование способно изменить мировоззрение и вывести человека на новый уровень?

Олег Виханский, декан Высшей школы бизнеса МГУ им. Ломоносова, генеральный директор Института комплексных стратегических исследований:

 pic_text1

— Зачастую то, что преподают, к MBA никакого отношения не имеет. Лично я очень критично отношусь к тому, что сейчас происходит. Значительная часть того, что мы называем MBA — в моем понимании профанация. Скорее это общеобразовательный ликбез в области менеджмента и смежных дисциплин. Российское бизнес-образование выросло из экономического образования. Существуют какие-то принципы, законы, исходя из которых людей учат понимать реальную действительность. Для MBA нужна совершенно противоположная логика. Обучение должно идти от конкретных происходящих процессов: бизнес очень динамичен, каждый раз появляется что-то новое. Для менеджмента гораздо важнее использовать такие науки, как социология, психология, право — все то, что связано с поведением человека, а не только экономику.

Ольга Удовиченко, директор программ MBA Высшей школы менеджмента СпбГУ:

 pic_text2

— Понятия «российское» MBA-образование не существует: оно неоднородно. Качество программы MBA в значительной степени определяют бренд школы и состав преподавателей. Есть примеры хороших региональных программ, но они живут силами приглашенных специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга. Сделать сильную программу в регионах сейчас трудно: безусловно, звезды есть, но вряд ли возможно сформировать целиком очень сильную команду. Выход для региональных школ — создание альянсов.

Подготовила Светлана Ханафиева