Желание выжить

Москва, 24.09.2007
«Эксперт Урал» №35 (298)
Высокие цены на энергоносители и металлы отрицательно влияют на многие отрасли, существенно увеличивая издержки предприятий. Но, как показывает опыт машиностроителей, негатив вполне преодолим

Час пробил. Еще в 1956 году выдающийся геолог Марион Кинг Хубберт, работавший в компании Shell, предсказал: через 50 лет мировая добыча нефти достигнет максимума и пойдет на спад. Теперь об этом говорят все чаще, а о вероятности понижения цен на черное золото — все реже. Крупнейшие мировые инвестбанки, такие как Goldman Sachs и Simmons & Co. International, Международное энергетическое агентство (IEA) прогнозируют в отчетах дефицит нефти и активный подъем ее стоимости. Почему цена нефти растет, как это отражается на других отраслях российской экономики и их положении на мировых рынках? Аналитический центр «Экперт­ Урал» провел анализ экспортной деятельности компаний Урала и Западной Сибири в 2006 году и составил рейтинг крупнейших экспортеров.

Обреченные на рост

Доля нефтяных и нефтегазовых компаний в общем объеме поставок 150 крупнейших экспортеров по итогам 2006 года достигла 74% (45,2 млрд долларов). Объем их внешних поставок увеличился на 36% по сравнению с 2005 годом: это 89% прироста экспорта всего рейтинга. Основные экспортеры — ТНКВР и Сургутнефтегаз (85% или 38,2 млрд долларов).

С августа 2006 года по февраль 2007го спотовая цена российской нефти марки Urals существенно сократилась (с 72,95 до 47,26 доллара за баррель). Но 20 июля этого года достигнут очередной исторический максимум — 76,01 доллара за баррель. Масла в огонь подлило ожидание сезона ураганов в Мексиканском заливе. В среднем в 2006 году цена нефти выросла на 21% с 50,25 до 60,97 доллара за баррель. Существенное снижение не прогнозируется.

Причин несколько. Во­первых, мировой спрос на энергетическое сырье велик: к 2030 году, по прогнозу Международного энергетического агентства, он увеличится на 53%, на нефть — на 36% (с сегодняшних 85 до 116 млн баррелей в сутки). Поэтому цена 70 долларов за баррель — далеко не предел.

Во­вторых, за последние несколько лет существенно (на 40 — 50% в зависимости от компании и региона) поднялись затраты на добычу нефти. Основную роль сыграл резкий рост цен на сталь и другие металлы, используемые в производстве техники для разведки и добычи. Активный запуск новых проектов разведки и освоения новых месторождений создал дефицит бурового оборудования и квалифицированного персонала.

Втретьих, темпы добычи нефти или стагнируют, или падают. В мировом масштабе объем добычи за год практически не изменился — 4,9 млрд тонн. В России в 2006 году прирост составил 2,1% (в 2005м — 2%). По прогнозам Минфина РФ, в 2007 году динамика будет такой же, как в 2006м (всего добыча достигнет 492 млн тонн), в 2008 году прирост составит 1,6%, в 2009 году — 1,4%.

Для пополнения балансовых запасов международные нефтяные компании запускают проекты разведки и освоения сложных месторождений. Доля трудноизвлекаемых запасов России достигла 55 — 60% и продолжает увеличиваться. В течение 20 — 30 лет центры нефтегазодобывающей промышленности переместятся на шельф северных морей (запасы до 100 млрд тонн условного топлива). Реализация таких проектов возможна лишь при высокой стоимости нефти.

На коротком поводке

Тенденции в нефтехимии повторяют картину в нефтянке — компании показывают высокую динамику внешних поставок. Так, объем экспорта Метафракса в 2006 году вырос на 44%, Стерлитамакского нефтехимического завода — на 25%. В среднем экспорт нефтехимиков за прошедший год увеличился на 40%.

Рост рынка азотных удобрений обусловлен расширением сельскохозяйственного производства. Негативное влияние на положение российских химиков оказывает подьем цен на газ (вместе с сырьем он занимает около 80% в структуре затрат) и ввод новых мощностей в Китае, Ближнем Востоке, Индонезии, Египте и других странах. Кроме того, большая часть производителей работает на максимальной загрузке мощностей. Поэтому пока компании не расширят производство, увеличения экспорта ждать не стоит. В 2006 году химики, входящие в топ­100 экспортеров, наращивали его умеренными темпами: «Азот» — на 10% к уровню 2005 года, «Минеральные удобрения» — на 11%.

Среди производителей калийных удобрений положительную динамику внешних поставок показал «Сильвинит» — 13%. «Уралкалий» снизил объемы изза провала рудника в октябре 2006 года.

В последние годы на мировом рынке калийных удобрений росли как объемы потребления, так и цены. Эта тенденция сохранится. Прогноз по мировому рынку калийных удобрений: плюс 3 — 5% в год. Российские игроки ориентируются в развитии на рост не физических объемов производства, а рентабельности продукции за счет снижения затрат на транспортировку и электроэнергию (две главные проблемы отрасли). Из планов: «Сильвинит» в 2007 году запустит собственную электростанцию мощностью 12 МВт, работающую на газе; «Уралкалий» построит второй энергоблок на четвертом рудоуправлении.

Цветмет и чермет: во всем виноват Китай

Подъем цен на нефть отчасти повлиял на рост стоимости цветных металлов: многие электростанции, поставляющие энергию металлургам, работают на жидком топливе, а не на угле. Доля электроэнергии в структуре затрат на производство металлов колеблется от 10% по меди до 30% по алюминию. В итоге среднегодовая цена цинка в 2006 году на Лондонской бирже металлов выросла на 138%, никеля — на 65%, меди — на 83%, алюминия — на 35%. В 2007м металлы продолжили дорожать, но уже без меди — ее цена за январь — август снизилась на 7%.

В итоге в 2006 году цветная металлургия оказалась самым динамичным сектором рейтинга (плюс 60% к уровню 2005 года за счет увеличения поставок Уральского алюминиевого завода на 43% и УГМК — на 80%). Среди компаний топ­100 Челябинский цинковый завод занимает третью строчку по темпу роста объема экспорта в 2006 году. Всего две компании этой отрасли в рейтинге показали падение объемов экспорта.

Главный субъект эскалации цен на цветмет — Китай: по ряду металлов Поднебесная создает собственные добывающие и перерабатывающие мощности, но внутреннее потребление там растет пока быстрее.

Высокий мировой спрос и продолжительный период высоких цен позволили начать модернизацию производств, расширять их и создавать новые в ряде стран обеих Америк, Азии и Африки. В России в 2006 году стартовал проект шведской горнодобывающей компании Lundin и инвесткомпании «Метрополь» — строительство свинцовоцинкового ГОКа. В 2006 году введен в строй Хакасский алюминиевый завод: за последние 20 лет с лишним это первое крупное металлургическое предприятие, построенное с нуля. Началось строительство Богучанского алюминиевого завода. Запуск алюминиевых проектов стал возможен благодаря созданию в конце марта текущего года крупнейшей в мире Объединенной компании «Российский алюминий» с оборотом около 12 млрд долларов в год: ее мощность достигает 4 млн тонн алюминия и 11 млн тонн глинозема.

Запущенные проекты приведут к снижению цен, но с разным временным лагом по разным металлам. Так, по меди прогнозируется рост цен до 2009 года включительно, по алюминию — до 2010 — 2015 года. По меди в среднесрочной перспективе можно ожидать снижения объема экспортных поставок в пользу внутреннего рынка. Сейчас в стране остается 60% производимой меди: она идет в строительство, машиностроение, электронику. Нужда России в алюминии невелика, ее основные потребители — стагнирующие автопром и авиастроение (за исключением военного сегмента), поэтому ожидать снижения поставок в пользу «своих» не приходится. О снижении цен на цинк никто даже не говорит: металл в значительном дефиците, а спрос растет. Так, тот же Китай к 2010 году может увеличить потребление на 50%.

Объем экспорта сталелитейщиков в топ­100 сократился за 2006 год на 2%. Виноват, естественно, снова Китай: он превратился в  нетто­экспортера, там выплавляется 30% стали в мире. Более того, в стране наблюдается переизбыток производственных мощностей. В 2006 году выпуск стали на 19% превысил объем 2005 года, в 2007 году прогнозируется прирост еще на 15% до 480 млн тонн.

Второй фактор снижения цен и объема спроса на чермет — снижение активности в машиностроении США, главным образом в автомобилестроении, и увеличение запасов металла.

Российские металлурги уже в 2004 — 2005 годах начали переориентироваться на внутренний спрос. С учетом стагнации цен и перепроизводства объем внешних поставок российских сталелитейщиков продолжит сокращаться.

Запас + кредит

Высокая стоимость металла бьет по машиностроительным предприятиям. Они потребляют 25 — 30% произведенного в стране плоского проката, чуть меньше сортового, по некоторым позициям их доля доходит до 50%. Но пока машиностроители растут. В 2006 году подъем производства составил 103,3% к уровню 2005 года. Наиболее существенны изменения в металлоемком транспортном машиностроении: производство электровозов в стране увеличилось на 45,8%, пассажирских вагонов — на 26,1%, машин для городского коммунального хозяйства — на 23,1%, грузовых автомобилей — на 19,5%.

Машиностроителям помогает уживаться с металлургами система долгосрочных контрактов на поставку по фиксированным ценам и эффективное управление складскими запасами. Госзаказы и доступ к долгосрочным банковским кредитам позволили также увеличить потребление металла. Еще в 2005 году ПО «Уралвагонзавод» договорилось с Чешским экспортным банком об открытии кредитной линии на сумму 300 млн евро, а в конце апреля 2007 года увеличило ее до 1 млрд евро. Руководство Курганмашзавода в мае 2007 года приняло решение о выпуске облигационного займа в объеме 2 млрд рублей для финансирования текущей деятельности и реструктуризации кредитной задолженности. Кроме того, в прошлом месяце Курганмашзавод подписал контракт по гособоронзаказу на 2007 — 2010 годы. Он позволит предприятию организовать стабильное производство спецтехники, подготовиться к выпуску новых машин, предусмотренных государственной программой вооружений на 2007 — 2015 годы.

В итоге объемы внешних поставок машиностроительных компаний рейтинга оказались на 35% выше уровня 2005 года. Более половины всего экспорта приходится на Уфимское моторостроительное производственное объединение, ПО «Уралвагонзавод» и ОКБ «Новатор». За год экспорт ПО «Уралвагонзавод» вырос на 455%: оно продолжает сотрудничать с Индией и Алжиром. По данным Центра анализа стратегий и технологий, 27% выручки за 2006 год сформировано за счет военного производства, из которых гособоронзаказ — 5%, остальное — первые поставки танков Т90С в Алжир. Всего контракт, подписанный в марте 2006 года, предполагает поставку 300 танков. Кроме того, 300 модернизированных танков Т90С на сумму до 900 млн долларов планирует купить в 2007 — 2008 годах Индия.

Обрабатывающие отрасли увеличивают присутствие в топ-100 экспортеров

Пользуется спросом на мировых рынках не только военная продукция. ОАО «Авиадвигатель», входящее в состав Пермского моторостроительного комплекса, в январе прошлого года сертифицировал двигатель ПС90А76 для гражданской авиации на соответствие международным нормам по шуму, вступившим в действие 1 января 2006 года. Следствие: объем экспорта всего холдинга в 2006 году вырос на 46% к уровню 2005го. ЧТЗУралтрак получает четверть выручки от поставок продукции на экспорт (в основном бульдозеры, используемые при строительстве дорог и в добывающей промышленности). За год объем экспорта компании вырос почти на треть.

В прошлом рейтинге (см.«По машинам», «Э-У» № 34 от 18.09.06) мы отмечали рост машиностроения как положительную тенденцию, вызвавшую пусть небольшое, но все­таки изменение структуры экспорта уральских предприятий. Стагнация на мировом рынке черных металлов и меди будет на руку отрасли — укрепление позиций продолжится.

Кроме того, в этом году в рейтинге появились или увеличили присутствие компании других обрабатывающих отраслей — шесть предприятий пищевой промышленности (по сравнению с двумя в прошлом году), «Салаватстекло» (стекольная промышленность), Челябинский завод сверхтвердых материалов (производство синтетических алмазных порошков и алмазного инструмента), Орский завод металлоконструкций (промышленность металлоконструкций). Возможно, это были разовые пробные поставки. Тем не менее первый камень заложен.

Топ-10 стран-импортеров продукции уральских предприятий
20 экспортеров с наибольшей географией экспорта
20 наиболее активных экспортеров
20 наиболее динамичных компаний
20 экспортеров с наибольшим количеством контрагентов
Рейтинг крупнейших подразделений федеральных холдингов по итогам 2006 года
Рейтинг крупнейших экспортеров Урала и Западной Сибири по итогам 2006 года

Методика расчета показателей

Источником информации для составления рейтинга послужили данные статистики по внешней торговле; данные, предоставленные предприятиями; собственная информация и оценки АЦ «Эксперт Урал».

В рейтинг включены предприятия, занятые в материальном производстве. Показатели сгруппированы по производителям продукции в рамках холдингов. Предприятия, входящие в холдинговые структуры, не сформировавшиеся или находящиеся в нестабильном состоянии, включены в рейтинг по отдельности.

По оборонным предприятиям приведена собственная оценка. Она основана на данных как официальных, так и собственных источников, и показывает весь объем экспорта, в том числе через госпосредника.

В основной рейтинг включены только компанииэкспортеры, головной офис которых находится на территории Уральского региона. Причина в том, что экспортные потоки в рамках холдинга могут произвольно перебрасываться с одного юридического лица на другое. Это искажает результаты исследования. По той же причине данные по объемам экспорта крупнейших подразделений общероссийских компаний, имеющих производственные мощности по всей территории страны, приведены справочно.

Рейтинг обладает недостатками, обойти которые в полной мере в рамках существующей системы раскрытия информации, нам не представляется возможным. «За кадром» остались отдельные экспортеры, работающие через сбытовые структуры или управляющие компании, расположенные в других регионах страны, информация по которым либо отсутствует, либо закрыта.

У партнеров

    Реклама