Желание выжить

Инна Гладкова
24 сентября 2007, 00:00
  Урал

Высокие цены на энергоносители и металлы отрицательно влияют на многие отрасли, существенно увеличивая издержки предприятий. Но, как показывает опыт машиностроителей, негатив вполне преодолим

Час пробил. Еще в 1956 году выдающийся геолог Марион Кинг Хубберт, работавший в компании Shell, предсказал: через 50 лет мировая добыча нефти достигнет максимума и пойдет на спад. Теперь об этом говорят все чаще, а о вероятности понижения цен на черное золото — все реже. Крупнейшие мировые инвестбанки, такие как Goldman Sachs и Simmons & Co. International, Международное энергетическое агентство (IEA) прогнозируют в отчетах дефицит нефти и активный подъем ее стоимости. Почему цена нефти растет, как это отражается на других отраслях российской экономики и их положении на мировых рынках? Аналитический центр «Экперт­ Урал» провел анализ экспортной деятельности компаний Урала и Западной Сибири в 2006 году и составил рейтинг крупнейших экспортеров.

Обреченные на рост

Доля нефтяных и нефтегазовых компаний в общем объеме поставок 150 крупнейших экспортеров по итогам 2006 года достигла 74% (45,2 млрд долларов). Объем их внешних поставок увеличился на 36% по сравнению с 2005 годом: это 89% прироста экспорта всего рейтинга. Основные экспортеры — ТНКВР и Сургутнефтегаз (85% или 38,2 млрд долларов).

С августа 2006 года по февраль 2007го спотовая цена российской нефти марки Urals существенно сократилась (с 72,95 до 47,26 доллара за баррель). Но 20 июля этого года достигнут очередной исторический максимум — 76,01 доллара за баррель. Масла в огонь подлило ожидание сезона ураганов в Мексиканском заливе. В среднем в 2006 году цена нефти выросла на 21% с 50,25 до 60,97 доллара за баррель. Существенное снижение не прогнозируется.

Причин несколько. Во­первых, мировой спрос на энергетическое сырье велик: к 2030 году, по прогнозу Международного энергетического агентства, он увеличится на 53%, на нефть — на 36% (с сегодняшних 85 до 116 млн баррелей в сутки). Поэтому цена 70 долларов за баррель — далеко не предел.

Во­вторых, за последние несколько лет существенно (на 40 — 50% в зависимости от компании и региона) поднялись затраты на добычу нефти. Основную роль сыграл резкий рост цен на сталь и другие металлы, используемые в производстве техники для разведки и добычи. Активный запуск новых проектов разведки и освоения новых месторождений создал дефицит бурового оборудования и квалифицированного персонала.

Втретьих, темпы добычи нефти или стагнируют, или падают. В мировом масштабе объем добычи за год практически не изменился — 4,9 млрд тонн. В России в 2006 году прирост составил 2,1% (в 2005м — 2%). По прогнозам Минфина РФ, в 2007 году динамика будет такой же, как в 2006м (всего добыча достигнет 492 млн тонн), в 2008 году прирост составит 1,6%, в 2009 году — 1,4%.

Для пополнения балансовых запасов международные нефтяные компании запускают проекты разведки и освоения сложных месторождений. Доля трудноизвлекаемых запасов России достигла 55 — 60% и продолжает увеличиваться. В течение 20 — 30 лет центры нефтегазодобывающей промышленности переместятся на шельф северных морей (запасы до 100 млрд тонн условного топлива). Реализация таких проектов возможна лишь при высокой стоимости нефти.

На коротком поводке

Тенденции в нефтехимии повторяют картину в нефтянке — компании показывают высокую динамику внешних поставок. Так, объем экспорта Метафракса в 2006 году вырос на 44%, Стерлитамакского нефтехимического завода — на 25%. В среднем экспорт нефтехимиков за прошедший год увеличился на 40%.

Рост рынка азотных удобрений обусловлен расширением сельскохозяйственного производства. Негативное влияние на положение российских химиков оказывает подьем цен на газ (вместе с сырьем он занимает около 80% в структуре затрат) и ввод новых мощностей в Китае, Ближнем Востоке, Индонезии, Египте и других странах. Кроме того, большая часть производителей работает на максимальной загрузке мощностей. Поэтому пока компании не расширят производство, увеличения экспорта ждать не стоит. В 2006 году химики, входящие в топ­100 экспортеров, наращивали его умеренными темпами: «Азот» — на 10% к уровню 2005 года, «Минеральные удобрения» — на 11%.

Среди производителей калийных удобрений положительную динамику внешних поставок показал «Сильвинит» — 13%. «Уралкалий» снизил объемы изза провала рудника в октябре 2006 года.

В последние годы на мировом рынке калийных удобрений росли как объемы потребления, так и цены. Эта тенденция сохранится. Прогноз по мировому рынку калийных удобрений: плюс 3 — 5% в год. Российские игроки ориентируются в развитии на рост не физических объемов производства, а рентабельности продукции за счет снижения затрат на транспортировку и электроэнергию (две главные проблемы отрасли). Из планов: «Сильвинит» в 2007 году запустит собственную электростанцию мощностью 12 МВт, работающую на газе; «Уралкалий» построит второй энергоблок на четвертом рудоуправлении.

Цветмет и чермет: во всем виноват Китай

Подъем цен на нефть отчасти повлиял на рост стоимости цветных металлов: многие электростанции, поставляющие энергию металлургам, работают на жидком топливе, а не на угле. Доля электроэнергии в структуре затрат на производство металлов колеблется от 10% по меди до 30% по алюминию. В итоге среднегодовая цена цинка в 2006 году на Лондонской бирже металлов выросла на 138%, никеля — на 65%, меди — на 83%, алюминия — на 35%. В 2007м металлы продолжили дорожать, но уже без меди — ее цена за январь — август снизилась на 7%.

В итоге в 2006 году цветная металлургия оказалась самым динамичным сектором рейтинга (плюс 60% к уровню 2005 года за счет увеличения поставок Уральского алюминиевого завода на 43% и УГМК — на 80%). Среди компаний топ­100 Челябинский цинковый завод занимает третью строчку по темпу роста объема экспорта в 2006 году. Всего две компании этой отрасли в рейтинге показали падение объемов экспорта.

Главный субъект эскалации цен на цветмет — Китай: по ряду металлов Поднебесная создает собственные добывающие и перерабатывающие мощности, но внутреннее потребление там растет пока быстрее.

Высокий мировой спрос и продолжительный период высоких цен позволили начать модернизацию производств, расширять их и создавать новые в ряде стран обеих Америк, Азии и Африки. В России в 2006 году стартовал проект шведской горнодобывающей компании Lundin и инвесткомпании «Метрополь» — строительство свинцовоцинкового ГОКа. В 2006 году введен в строй Хакасский алюминиевый завод: за последние 20 лет с лишним это первое крупное металлургическое предприятие, построенное с нуля. Началось строительство Богучанского алюминиевого завода. Запуск алюминиевых проектов стал возможен благодаря созданию в конце марта текущего года крупнейшей в мире Объединенной компании «Российский алюминий» с оборотом около 12 млрд долларов в год: ее мощность достигает 4 млн тонн алюминия и 11 млн тонн глинозема.

Запущенные проекты приведут к снижению цен, но с разным временным лагом по разным металлам. Так, по меди прогнозируется рост цен до 2009 года включительно, по алюминию — до 2010 — 2015 года. По меди в среднесрочной перспективе можно ожидать снижения объема экспортных поставок в пользу внутреннего рынка. Сейчас в стране остается 60% производимой меди: она идет в строительство, машиностроение, электронику. Нужда России в алюминии невелика, ее основные потребители — стагнирующие автопром и авиастроение (за исключением военного сегмента), поэтому ожидать снижения поставок в пользу «своих» не приходится. О снижении цен на цинк никто даже не говорит: металл в значительном дефиците, а спрос растет. Так, тот же Китай к 2010 году может увеличить потребление на 50%.

Объем экспорта сталелитейщиков в топ­100 сократился за 2006 год на 2%. Виноват, естественно, снова Китай: он превратился в  нетто­экспортера, там выплавляется 30% стали в мире. Более того, в стране наблюдается переизбыток производственных мощностей. В 2006 году выпуск стали на 19% превысил объем 2005 года, в 2007 году прогнозируется прирост еще на 15% до 480 млн тонн.

Второй фактор снижения цен и объема спроса на чермет — снижение активности в машиностроении США, главным образом в автомобилестроении, и увеличение запасов металла.

Российские металлурги уже в 2004 — 2005 годах начали переориентироваться на внутренний спрос. С учетом стагнации цен и перепроизводства объем внешних поставок российских сталелитейщиков продолжит сокращаться.

Запас + кредит

Высокая стоимость металла бьет по машиностроительным предприятиям. Они потребляют 25 — 30% произведенного в стране плоского проката, чуть меньше сортового, по некоторым позициям их доля доходит до 50%. Но пока машиностроители растут. В 2006 году подъем производства составил 103,3% к уровню 2005 года. Наиболее существенны изменения в металлоемком транспортном машиностроении: производство электровозов в стране увеличилось на 45,8%, пассажирских вагонов — на 26,1%, машин для городского коммунального хозяйства — на 23,1%, грузовых автомобилей — на 19,5%.

Машиностроителям помогает уживаться с металлургами система долгосрочных контрактов на поставку по фиксированным ценам и эффективное управление складскими запасами. Госзаказы и доступ к долгосрочным банковским кредитам позволили также увеличить потребление металла. Еще в 2005 году ПО «Уралвагонзавод» договорилось с Чешским экспортным банком об открытии кредитной линии на сумму 300 млн евро, а в конце апреля 2007 года увеличило ее до 1 млрд евро. Руководство Курганмашзавода в мае 2007 года приняло решение о выпуске облигационного займа в объеме 2 млрд рублей для финансирования текущей деятельности и реструктуризации кредитной задолженности. Кроме того, в прошлом месяце Курганмашзавод подписал контракт по гособоронзаказу на 2007 — 2010 годы. Он позволит предприятию организовать стабильное производство спецтехники, подготовиться к выпуску новых машин, предусмотренных государственной программой вооружений на 2007 — 2015 годы.

В итоге объемы внешних поставок машиностроительных компаний рейтинга оказались на 35% выше уровня 2005 года. Более половины всего экспорта приходится на Уфимское моторостроительное производственное объединение, ПО «Уралвагонзавод» и ОКБ «Новатор». За год экспорт ПО «Уралвагонзавод» вырос на 455%: оно продолжает сотрудничать с Индией и Алжиром. По данным Центра анализа стратегий и технологий, 27% выручки за 2006 год сформировано за счет военного производства, из которых гособоронзаказ — 5%, остальное — первые поставки танков Т90С в Алжир. Всего контракт, подписанный в марте 2006 года, предполагает поставку 300 танков. Кроме того, 300 модернизированных танков Т90С на сумму до 900 млн долларов планирует купить в 2007 — 2008 годах Индия.

Обрабатывающие отрасли увеличивают присутствие в топ-100 экспортеров

Пользуется спросом на мировых рынках не только военная продукция. ОАО «Авиадвигатель», входящее в состав Пермского моторостроительного комплекса, в январе прошлого года сертифицировал двигатель ПС90А76 для гражданской авиации на соответствие международным нормам по шуму, вступившим в действие 1 января 2006 года. Следствие: объем экспорта всего холдинга в 2006 году вырос на 46% к уровню 2005го. ЧТЗУралтрак получает четверть выручки от поставок продукции на экспорт (в основном бульдозеры, используемые при строительстве дорог и в добывающей промышленности). За год объем экспорта компании вырос почти на треть.

В прошлом рейтинге (см.«По машинам», «Э-У» № 34 от 18.09.06) мы отмечали рост машиностроения как положительную тенденцию, вызвавшую пусть небольшое, но все­таки изменение структуры экспорта уральских предприятий. Стагнация на мировом рынке черных металлов и меди будет на руку отрасли — укрепление позиций продолжится.

Кроме того, в этом году в рейтинге появились или увеличили присутствие компании других обрабатывающих отраслей — шесть предприятий пищевой промышленности (по сравнению с двумя в прошлом году), «Салаватстекло» (стекольная промышленность), Челябинский завод сверхтвердых материалов (производство синтетических алмазных порошков и алмазного инструмента), Орский завод металлоконструкций (промышленность металлоконструкций). Возможно, это были разовые пробные поставки. Тем не менее первый камень заложен.