Высокий клининг

Сергей Ермак
1 октября 2007, 00:00
  Урал

Для поддержания конкурентоспособности промышленным предприятиям Урала нужны новые способы координации структурных подразделений. Для их успешного внедрения необходимы грамотные ИТконсультанты, осведомленный топ­менеджмент и завершение процессов слияний и поглощений

В середине сентября УГМК-холдинг и компания IBM подписали договор, по которому более чем 40 заводов, входящих в состав промышленного гиганта, объединят системы обработки данных и контроля производства. Теперь посредством информационных технологий можно будет проследить всю производственную цепочку.

Промышленность включается

Аналитики выделяют три основные тенденции на рынке информатизации промышленности. Первая — повышение спроса со стороны среднего бизнеса: развитие этого сегмента предприниматель­ства в промышленности идет быстро, конкуренция обостряется. За счет общего роста ИТ-грамотности менеджеров все больше предприятий отрасли используют информационные технологии как инструмент бизнеса. Кроме того, по словам менеджера по развитию бизнеса Columbus IT в Уральском регионе Дмитрия Мазеина, рынок ИТкомпаний, работающих со средними и малыми предприятиями, далек от насыщения: «Например, консультанты в этом сегменте пользуются повышенным спросом. Как только один проект заканчивается, консультанта сразу переводят на новый, и это несмотря на то, что количество ИТфирм постоянно растет». Заинтересованность средних и малых промышленных предприятий в современном и лицензионном ПО объясняет заместитель генерального директора «СКБ Контур» Леонид Волков: «Ни для кого не секрет, что во многом на это повлиял весенний “триллер” с участием учителя сельской верещагинской школы. И мы, конечно, получаем множество вопросов относительно возможности поставки лицензионного ПО. Сегодня многие предприятия озаботились тем, что за ПО у них стоит. Вообще, мне кажется, что верещагинская история имела положительный эффект в том плане, что волей­неволей руководители предприятий вынуждены были задуматься, что, собственно, делается в ИТинфраструктуре».

Вторая тенденция — промышленные предприятия переживают консолидацию. Особенно она была заметна в 2006 году: металлургические, добывающие предприятия активно приобретали новые активы, причем на территории как Урала и России, так и за рубежом. Холдинги столкнулись с необходимостью удаленного управления подконтрольными компаниями и подразделениями. В итоге многие предприятия обнаружили, что работают с сотнями приложений, которые никак не соотносятся друг с другом. Обмен данными был крайне затруднен. Достигнуть синергетического эффекта и при этом не потерять управляемость на гигантских предприятиях — новая сверхзадача отраслевых игроков, решить которую можно во многом благодаря ИТ.

Рынок ИТ-компаний, работающих со средними и малыми предприятиями, далек от насыщения

Третья тенденция — промышленные предприятия начинают расширять спектр и сложность используемых приложений. Происходит это по двум причинам. Первая — если раньше все усилия топ­менеджмент в основном вкладывал в развитие систем управления производством (ERP), то сейчас начинают активно внедряться системы, контролирующие отношения с клиентами (CRM) и обеспечивающие безопасность корпоративной информации. Вторая — сложными ИТсистемами начинают интересоваться промышленные предприятия, которые раньше их не использовали. Так, генеральный директор Уральского регионального отделения корпорации «Галактика» Сергей Осадчиков отмечает повышенный интерес к сложным ИТсистемам со стороны предприятий обороннопромышленного комплекса: «Рост инвестиций в последние годы позволяет им проявлять платежеспособный спрос на сложные системы. Пример — ФГУП “Уралтрансмаш”. В этом году на предприятии автоматизировано управление логистикой, сейчас там внедряют новую систему бухучета, а на следующий год запланировано внедрить систему автоматизации производства». По оценкам аналитиков, около 60 — 65% промышленных предприятий Урала имеют достаточно современную ИТинфраструктуру.

Советчики в цене

Предприятиям для развития ИТ требуется две вещи. Во­первых, деньги, причем немаленькие (в масштабах крупных компаний). Стоимость лицензии на некоторые приложения — сотни тысяч долларов.

А таких приложений необходимо несколько. Прибавим к этому еще несколько сотен тысяч долларов на покупку и содержание оборудования. Получим внушительную сумму — несколько миллионов долларов. По оценке Дмитрия Мазеина, ИТбюджет составляет около 0,1 — 1% общего бюджета предприятий. По мнению западных экспертов, эти цифры должны составлять не менее 2 — 3%. Если предприятие активно развивает ИТинфраструктуру и ведет параллельно несколько ИТпроектов, расходы могут достигать и 10%. 

 pic_text1 Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

Во­вторых, чтобы вложенные средства не пропали впустую, необходимы грамотные ИТконсультанты. Адаптация приложений для конкретного предприятия без специалистов невозможна. ИТконсалтинг нужен для адекватной модернизации информационных систем предприятия. Для этого сначала проводится ИТаудит, определяется адекватность существующего программного и аппаратного обеспечения задачам компании. Далее следует детальный анализ бизнеспроцессов, под которые позднее придется адаптировать модули информационной системы. После этого возможно непосредственное внедрение. На этом этапе ИТконсультанты также важны. Адаптировать новые системы к устоявшейся практике работы на предприятии бывает крайне сложно. По данным ИТкомпаний, внедрение новых сложных систем учета данных, документооборота, планирования занимает около года. Любое изменение регламентов работы подразделений требует многочисленных согласований, доработок. Зачастую ИТконсультанты оказываются в ситуации, когда отсутствие политических решений (в том числе и по поводу разграничения прав доступа подразделений к той или иной информации) приводит к задержкам внедрения на несколько лет.

В итоге задача консультанта сводится к тому, чтобы оптимизировать ИТбюджет предприятия. По данным руководителя отдела продаж IBM System i в Восточной Европе и Азии Алексея Перевозчикова, 60% нынешних ИТбюджетов промышленников уходит на поддержание работоспособности системы, и средств на внедрение новых технологий не хватает. ИТконсультант должен подобрать систему, требующую минимальных затрат на поддержку.

Промышленные предприятия России и Урала в последние годы оценили важность ИТконсультантов: доля консалтинга в общем объеме ИТзатрат постоянно растет. Особенно это заметно в добывающей отрасли: там расходы на него в 2006 году выросли практически в два раза и достигли 46% от общих ИТзатрат. В металлургии в 2006 году затраты на ИТконсалтинг увеличились на 28%, в остальных отраслях рост составил от 10 до 20%.   

Корпоративная политика компании может затянуть внедрение ИТрешений на несколько лет

С 2005 года во всех отраслях промышленности (кроме металлургии) также растут расходы на оборудование и программное обеспечение. Это связано с активной консолидацией промышленных предприятий. Она требует вложений в ИТобеспечение, потому что приобретаемые активы часто по уровню информатизации не соответствуют требованиям предприятий­покупателей. Темпы роста таких инвестиций внушительны: в добывающих отраслях в 2005м — 16%, в 2006м — уже 70%, в 2007м, по прогнозам ИТкомпаний, будет около 35%.  В металлургии рост в 2006 году составил 27%, в 2007м темпы сохранятся. Эта отрасль может выбиться в лидеры, если активно начнут сливаться или строить новые предприятия ее гиганты. Например, от сделки по слиянию Русала и СУАЛа ИТкомпании ждут увеличения объема заказов.

ИТспециалисты прогнозируют: примерно через семьдесять лет, когда активность процессов слияний и поглощений снизится, расходы промпредприятий на ИТоборудование пойдут вниз. Так уже случилось в 2005 году в металлургии, когда скупка новых активов была не столь активной. Тогда затраты на аппаратное обеспечение уменьшились почти в три раза. Однако завершившийся процесс консолидации практически не скажется на рынке программного обеспечения и ИТуслуг. Расходы на них и в дальнейшем будут расти.    

Губит недоверие

Пока же незавершенность процессов слияния и поглощения остается одним из факторов, ограничивающим дальнейший рост ИТбюджетов. По словам вицепрезидента НЦИТ «Интертех» Андрея Гребнева, многие производственные предприятия сейчас находятся в структурах крупных холдингов, формирование которых не завершено. Инвесторы не готовы вкладывать значительные средства в несформированную бизнесструктуру. Поэтому инвестиции в проекты информатизации  урезаются.

Вторая проблема — при росте общей  компьютерная грамотности некоторые инвесторы и руководители не понимают роли и места информационных технологий, сомневаются в окупаемости проектов в этой сфере. Кроме того, рынок приложений развивается очень быстро. Даже некоторые руководители ИТотделов не знают обо всех новых предложениях и возможностях, что уж говорить об общем менеджменте и новинках в сфере управления предприятием.

Третью проблему выделяют директор департамента промышленной автоматизации «Ай­Теко» Алексей Горбунов и руководитель управления регионального бизнеса компании «АйТи» Игорь Лейпи. Это недостаток квалифицированного персонала на предприятиях: вузы готовят ограниченное количество специалистов по промышленной автоматизации. По словам Алексея Перевозчикова, 40% ИТсбоев происходит изза человеческого фактора.

Несмотря на проблемы, заказы ИТкомпаниям от промышленных предприятий растут. Повышается не только количество, но и сложность необходимой информационной инфраструктуры. ИТкомпании в будущем пойдут по двум путям. Одни через три­пять лет будут предлагать потребителю максимально комплексные услуги (см. «Все из одной банки»).

Другие продолжат развитие в рамках своей специализации, возможно, сделают ее более узкой, займут лидирующие позиции в каком­то одном сегменте. Узконаправленные компании могут стать либо партнерами «комплексных», либо будут приобретены ими.

По словам Дмитрия Мазеина, отдельно развиваться будут скорее всего компании, специализирующиеся на ИТконсалтинге.

В секторах ИТрынка, где информационные системы тесно связаны с используемым оборудованием, ставка на комплексные решения, безусловно, оправдана. Если говорить об ИТконсалтинге, то здесь на первый план выходит не связка программного обеспечения с оборудованием, а наличие у консультанта отраслевого опыта и отраслевых решений.