Дорога вчерашнего дня

1 октября 2007, 00:00
  Урал

«Белкомур» не имеет смысла как региональный или межрегиональный проект — он должен вписаться в общую стратегию развития страны. Нужно учесть как внутриэкономические, так и внешние геополитические потребности России. Если этого не произойдет, деньги будут потрачены зря, считает доцент кафедры социально­экономической географии ПГУ Сергей Меркушев

— Каким условиям должен соответствовать «Белкомур», чтобы оправдать инвестиционные затраты?

— Когда главное управление экономики Пермской области рассматривало в 2001 году расчеты проектных организаций по «Белкомуру», был сделан вывод: на региональном уровне просто не может быть грузопотока, который обеспечивал бы рентабельность трассы. Объемы по многим видам грузов тогда были существенно завышены. Вполне возможно, что перевозки бокситов, угля и калийных удобрений не достигнут того уровня, который закладывался в проект. Поэтому мне кажется, что «Белкомур» не имеет права на существование, если он не рассматривается как фактор обеспечения транзита между Азией и Европой. Да, он создает определенные условия для развития территорий, но вне канвы стратегического развития России вряд ли должен воплощаться в жизнь.

— В чем должна заключаться стратегическая роль «Белкомура»?

— «Белкомур» мог бы стать своеобразным ответом на внешние экономические и геополитические угрозы и новым конкурентным преимуществом страны. Китай, например, вкладывает в развитие железных дорог огромные деньги, расширяя их транзитные возможности. Почему наши власти этого не делают? На Западе инвестор чаще всего идет туда, куда идет государство, а для этого оно должно четко представлять долгосрочную перспективу развития страны, разработать нормальную концепцию, показать «свет в конце туннеля», вложить средства. Нельзя в первую очередь за счет бизнеса развивать подобные проекты. Да, предприятия Соликамска и Березников готовы содействовать, но они и так много делают для региона, зачем на них перекладывать такой большой проект? Они просто вынуждены инвестировать в этот проект, хотя многие руководители этих предприятий понимают: международный статус «Белкомура» вывел бы эту трассу на новый уровень.

— Но в проекте появились новые участники, в первую очередь РЖД...

— Концепция развития РЖД сейчас вообще оторвана от развития страны, ее реализация в принятом виде, на мой взгляд, будет недостаточной для обеспечения перехода России к постиндустриальной экономике. В том виде, в котором проект представлен сейчас, это обычная железная дорога, технологически отстающая от Европы и Китая по многим параметрам. А она должна быть реализована с использованием последних технологий и обеспечивать максимальную скорость перевозок. «Белкомур» должен стать звеном нового Транссиба, а не дорогой межрегионального значения. Что мы имеем сейчас? Трасса от Соликамска до Чусового безнадежно устарела в технологическом плане. Она не сможет обеспечить той скорости, которая требуется для магистрали подобного уровня. Если ее не модернизировать, транспортно­географическое положение БерезниковскоСоликамского узла хотя и изменится к лучшему, но не настолько, чтобы обеспечить полномасштабную трансформацию экономики узла.

А в своем нынешнем виде планируемый «Белкомур» — дорога вчерашнего дня.

Интервью взял Аркадий Коновалов