Деньги в профиль

Русский бизнес
Москва, 01.10.2007
«Эксперт Урал» №36 (299)
Ценовая конъюнктура на рынке металлопроката для стройиндустрии меняется с каждым сезоном. Участники и потребители в поисках устойчивости рассматривают варианты выстраивания плановых отношений

Прошедшее лето преподнесло участникам рынка строительного металлопроката нонсенс: в разгар сезона, на который приходится пик спроса, цены на арматуру снижались. Тенденция по отношению к прошлогодней развернулась на 180 градусов.

В 2006 году дефицит сортового проката на внутреннем рынке подтолкнул металлотрейдеров к эскалации цен. В разгар строительного сезона они взлетели с 450 долларов за тонну в апреле до 1,2 тысячи к августу — сентябрю («Арматура уходит в небо», «Э-У» № 42 от 13.11.06). Это позволило трейдерам существенно увеличить маржу, которая обычно не превышает 1 — 3%, и получить незапланированную прибыль.

Летом 2007 года качели ценовой конъюнктуры устремились обратно. Но российские производители металлопроката, расширившие за 2006 год внутренние поставки на 35%, продолжали увеличивать мощности. Наиболее быстро растущим сегментом потребления плоского проката в отрасли стали заводы металлоконструкций: по итогам семи месяцев текущего года эти предприятия закупили порядка 0,45 млн тонн, что превосходит прошлогодние показатели спроса за период январь — июль на 74%.

Производители не просчитались: потребление арматурного проката в строительстве увеличивается (по итогам года прогнозируется плюс 20%). По объему потребления труб стройка практически сравнялась с нефтегазовой промышленностью. За январь — июль текущего года объем потребления труб в строительном секторе составил порядка 0,34 млн тонн, что на 61% выше уровня спроса, наблюдавшегося в то же время в 2006 году. Сегодня порядка 30% всех потребляемых в стране труб приходится на трубы строительного сортамента.

Тем не менее цены на рынке вели себя аномально: в июле — августе они начали падать, не остановились и в сентябре. Одна из основных причин — завышенные ожидания трейдеров. Учтя уроки прошлого года, они заблаговременно нарастили складские запасы. Однако надежды не оправдались. Затоваривание складов привело к переизбытку предложения на рынке, в результате цены упали на 15% к августу прошлого года. Кроме того, меткомбинаты снизили цены, что также негативно отразилось на рыночной конъюнктуре. Металлотрейдерам приходилось зачастую продавать дешево то, что было дорого куплено. Рынок строительного металлопроката стал рынком конечного покупателя, то есть строителей. Впрочем, металлоторговцы не ждут дальнейшего обвала. Они рассчитывают на стабильный спрос со стороны строителей и делают ставку на установление с ними долгосрочных отношений.

То взлет, то посадка

Производители металлопроката вынуждены были «уронить» цены: сказался переизбыток продукции на внутреннем рынке (вследствие переориентации на него металлургов) и падение цен на сталь на мировом. С 1 июля отпускная цена тонны арматуры у всех основных производителей упала с 23 до 22 тыс. рублей. В августе — сентябре тренд сохранился. Снизили цены Северсталь, «Мечел», «Евраз Груп». На меткомбинатах средняя отпускная цена металлопроката в сентябре уменьшилась по сравнению с августом на 1,7%. Сортовой прокат подешевел на 2,1%, листовой — на 1%. Все производители горячекатаного листа, кроме НЛМК, снизили цены на 1 — 2%. Цена холоднокатаного листа практически не изменилась. На 5 — 8% подешевел оцинкованный лист у ММК и Северстали.

  Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

Скорректировать цены пришлось и трубникам, хотя в начале года ситуация для них складывалась благоприятно. Как рассказал начальник отдела маркетинга ОАО «Уралтрубпром» Александр Новокрещенов, после нехарактерного для зимы подъема потребительской активности многие производители с успехом, а некоторые и неоднократно смогли увеличить отпускные цены. По оценке экспертов, в среднем цена на трубную продукцию на внутреннем рынке в I квартале 2007 года увеличилась на 8 — 10%. Однако с июня заводы начали снижать цены, в результате они упали на 12 — 15%. Вместе с тем трубники демонстрируют устойчивые годовые темпы роста. «За восемь месяцев этого года показатель реализации на заводе вырос на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Если брать только профильные трубы, используемые в производстве металлоконструкций, то продажи увеличились более чем на 26%», — отмечает Александр Новокрещенов.

Для крупнейших трубных компаний — ТМК, ОМК и Группы ЧТПЗ — строительный сортамент не в приоритете. Но они не намерены упускать этот рынок и готовы укреплять позиции. Так, ОМК реализует проект выпуска профильных труб на Выксунском заводе. ТМК в этом году запустила новый стан на Северском трубном в рамках совместного предприятия с греческой компанией Humbel Limited, «дочкой» Corinfh Pipeworks S.A. Мощность стана составит порядка 200 тыс. тонн круглых и профильных труб в год. По словам генерального директора ОАО «ТМК» Константина Семерикова, на этом стане можно производить трубы диаметром до 530 мм и профили со стороной квадрата до 500 мм. «Это особенно крупные профили, потребность в них растет на 15 — 17% в год. Они будут вытеснять другие строительные конструкции (швеллера, балки), потому что при сохранении всех механических свойств и несущих способностей по сравнению с аналогами весят на 20% меньше», — подчеркнул он.

Производители металлопроката вынуждены были «уронить» цены: сказался переизбыток продукции на внутреннем рынке и падение цен на сталь на мировом

Участники трубного рынка не прогнозируют дефицита по основным видам труб строительного сортамента. Вместе с тем они обеспокоены увеличением предложения со стороны китайских производителей. «Российским заводам все труднее будет конкурировать с импортом, если не принять в ближайшем будущем кардинальных мер по защите отечественных производителей. Субсидирование и значительная поддержка иностранными государствами своих производителей серьезно влияют на ситуацию на российском трубном рынке», — считает Александр Новокрещенов.

Помимо внешних факторов есть и внутренние. По словам директора Фонда развития трубной промышленности (ФРТП) Александра Дейнеко, российским трубникам закрыт доступ на рынок высотного строительства: «К сожалению, в России нет нормативнотехнической документации для строительства сооружений выше 23 этажей. То есть все небоскребы, которые сейчас возводятся, строятся с использованием иностранных стандартов под ответственность иностранного проектанта, соответственно и трубы поставляют иностранные производители. Нам очень трудно пробиться в этот сегмент рынка». ФРТП уже предложило Госстрою адаптировать существующие нормы для строительства 50этажных сооружений, но ответа пока не получил.

Между молотом и наковальней

В наименее благоприятной ситуации оказались металлотрейдеры. В июле — августе цены на арматуру, которая составляет в торговой линейке порядка 25 — 30%, снизились на 4,2%. Средняя составила 22,4 тыс. рублей за тонну. За аналогичный период цена катанки упала на 2,7% до 20,4 тыс. рублей за тонну. «Снижение цен на строительный прокат связано с несколькими факторами, в том числе с такими, как политика крупных меткомбинатов, уменьшение экспорта и увеличение доли продукции Китая и Турции на внутреннем рынке», — отмечает аналитик ИК «Финам» Денис Горев. По итогам первого полугодия импорт арматуры на российский рынок вырос на 65% к аналогичному периоду прошлого года.

  Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

Есть еще одна негативная для трейдеров тенденция — производители активно развивают собственные дистрибьюторские сети. В середине августа группа «Мечел» объявила об открытии новых складских баз ООО «МечелСервис», в том числе в Екатеринбурге. Компания занимается реализацией металлургической продукции «Мечела» и других производителей. Таким образом, группа решила расширить присутствие на рынке конечного потребителя, минуя посредников. В результате трейдерам, работавшим с «Мечелом», пришлось переориентироваться на другие каналы.

В России нет нормативнотехнической документации для создания сооружений выше 23 этажей

Кроме того, в первой половине года повышение цен проходило на фоне одновременного формирования запасов продукции в ожидании летнего дефицита, что в совокупности привело к росту предложения над спросом и снижению цен. И хотя в целом, по оценке металлотрейдеров, спрос строительной отрасли вырос на 25%, некоторые игроки отмечали спад потребления в разгар сезона. «Объективных причин для него я не вижу, — говорит директор по маркетингу и продажам “Уральской промышленной компании” Юлия Распутина. — Спад спроса ведет за собой спад продаж, за которым следует спад рентабельности предприятий. Возможно, некоторые малые металлотрейдеры не устоят. Но те, кто на рынке давно, кто расширяет ассортимент и повышает качество услуг, выживут».

Между тем директор дивизиона Свердловской области ЗАО «Сталепромышленная компания» Константин Кислых уменьшения спроса не заметил. Причина временной стагнации рынка, по его мнению, в затоваривании складов:

— Я бы не назвал август провальным в плане спроса. В плане доходности, возможно, он был не очень удачным. Все участники рынка подготовились к прошлогодней ситуации, естественно, в какой­то момент на рынке образовался переизбыток товара, что привело к снижению цен. В прошлом году цены были искусственно нагружены ситуацией дефицита. За сколько купить — так вопрос не звучал, надо было просто покупать, и для металлоторговцев стояла задача наличия металла на складах. Подъем цен был единственным способом как­то ограничить потребление. Мы тогда повысили цены, сохранили товарные запасы и позволили строителям выполнять свои программы, хотя была масса предложений продать металл в Москву или в центральные регионы.

Металлотрейдеры сходятся во мнении, что низкие цены — явление временное: оно исчерпает себя после того, как излишки, накопленные на складах, будут реализованы. Стремясь оградить себя от таких ситуаций в перспективе, крупнейшие металлотрейдеры, обладающие собственными производственными мощностями, нацелились на долгосрочные отношения со строителями (см. «Каждому свое»).

Ненасытная стройка

По прогнозам экспертов, к 2010 году потребление арматурного проката вырастет до 10 млн тонн. Как отмечает заведующий лабораторией арматуры НИИЖБ Сергей Мадатян, рост потребления обеспечит национальная жилищная программа (сейчас возводится порядка 50 млн кв. метров в год, к 2010 году — будет 80 млн кв. метров), транспортное строитель­ство, энергетические, в том числе атомные, проекты.

  Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

Вместе с тем на рынке сохраняются проблемы. Как отмечают в Российском союзе поставщиков металлопродукции, прежде всего это опережение роста спроса на внутреннем рынке по сравнению с производством. По оценкам участников рынка, дефицит отечественного арматурного проката в этом году оценивается в 1 — 1,5 млн тонн при общем уровне потребления свыше 5 млн тонн в год. Дисбаланс спроса и предложения нивелирует импорт арматурного проката из Турции, Китая, Египта, Украины и других стран.

По словам Дениса Горева, увеличение импорта со стороны Китая и Турции нельзя не учитывать.

Учтя уроки прошлого года, трейдеры заблаговременно нарастили складские запасы. Однако их ожидания не оправдались. В результате затоваривание складов привело к переизбытку предложения на рынке

Правда, этот фактор доминирующим не станет. «В ближайшей перспективе ожидается стабильный рост потребления строительного проката, в среднем порядка 10 — 15%, что связано с активным подъемом строительной отрасли. Поэтому зарубежная продукция серьезно диктовать условия не сможет, однако локально ее влияние будет заметно», — отмечает аналитик.

По результатам летнего сезона металлотрейдеры должны скорректировать планы на будущее. Есть все предпосылки для того, чтобы отношения на рынке строительного металлопроката начали меняться: от спотовых поставок участники постепенно будут переходить к долгосрочным контрактам. Это позволит сделать рынок более стабильным. Однако при таких условиях рассчитывать на сверхприбыли трейдерам уже не придется.

У партнеров

    Реклама