Мимо кассы

Москва, 29.10.2007
«Эксперт Урал» №40 (303)
Рынок банковских карт характеризуется ростом количественных показателей: выпущенных карт, банкоматов, операций снятия наличных. Исключение составляют расчеты с помощью карт: их владельцы по-прежнему предпочитают оплачивать покупки и услуги наличными

Сектор банковских карт быстро растет: во-первых, для банков остатки на счетах держателей карт представляют собой существенную часть ресурсной базы и источник доходов; во-вторых, технология функционирования карты позволяет наиболее эффективно организовать процесс обслуживания кредитов (прежде всего их погашение) физическим лицам. В традиционном рейтинге банков Урала и Западной Сибири за первое полугодие 2007 года мы решили подробно рассмотреть динамику развития «пластикового» сегмента. Его характеризуют три показателя: количество банкоматов, остатки средств на карточных счетах и объем снятия наличных. К сожалению, информации по первым двум в открытом доступе нет. Поэтому детально проанализируем единственный доступный показатель — объем снятия наличных средств через банкомат. Кроме того, аналитический центр «Эксперт-Урал» самостоятельно просчитал количество банкоматов на основе информации на сайтах банков.

Железный офис

Анализ оборота через банкоматы необходимо проводить с учетом сезонного фактора. Дело в том, что в декабре, перед новогодними праздниками, заработная плата, как правило, выплачивается досрочно, кроме того, начисляются годовые премии, в результате объем снятия денег увеличивается на 40 — 50%. Соответственно, в январе он снижается, а затем поступательно растет в течение года. Поэтому уместно сравнивать динамику показателей не на начало, а на середину года.

Итак, из 99 уральских банков банкоматы имеют 69. Оборот средств через них с июня 2006-го по июнь 2007-го вырос на 41%, за два предыдущих периода года — на 117%. Через банкоматы проходит от 50 до 95% транзакций снятия наличных. Для банков затраты на проведение операций через банкоматы ниже, чем через пункты выдачи наличных (ПВН) в офисах, поэтому многие даже вводят комиссии за проведение этих операций через кассовые терминалы, стимулируя таким образом клиентов чаще подходить к «железным офисам». «В дальнейшем банкоматы будут все больше вытеснять оперкассы и кассовые узлы: это значительно экономит издержки», — прогнозирует начальник управления банковских карт УРСА Банка Андрей Пилипец.

Но чтобы вытеснить ПВН, банкам необходимо иметь достаточное количество банкоматов. В число 30 крупнейших держателей банкоматных сетей попали банки всех регионов Урала за исключением Курганской области. Лидируют свердловские — их 13, тюменских — 7, челябинских — 5.

Основной конкурент местным банкам — Сбербанк. По количеству банкоматов он занимает первое место во всех регионах, правда, в отличие от самостоятельных банков, 60 — 70% его аппаратов расположены в малых городах области. Возможно, именно поэтому рост оборотов в банкоматах Сбербанка значительно выше: конкуренция в провинции меньше. Лишь небольшое число инорегиональных банков может сравниться по количеству банкоматов с местными. В Свердловской области сеть свыше 30 банкоматов (кроме Сбербанка) имеют только семь инорегионалов, в Челябинской — два. Несколько лет назад банки пытались решить проблему недостатка инфраструктуры через объединение сетей, предоставляя возможность клиентам снимать наличные без комиссий в банкоматах партнеров. Однако такой опыт широкого распространения не получил. «Объединенные сети решают для банка задачу обеспечения выдачи наличных клиентам. Полноценный сервис клиент может получить только в своем банкомате, и это вынуждает банки вкладывать средства в развитие собственной сети даже при наличии партнеров», — объясняет начальник управления розничного бизнеса банка «Северная казна» Павел Ефремов. Начальник отдела розничного бизнеса Ханты-Мансийского банка Владимир Гаврилов видит причину в том, что организационно сложно найти компромисс между разными банками. Поэтому арифметическим сложением сети увеличиваются в основном при слияниях или поглощениях банков.

Банкоматы с устройствами приема денежных средств имеют всего пять банков: Ханты-Мансийский (32), «Северная казна» (51), УБРиР (49), Уралтрансбанк (6) и Банк24.ру (11). Опрошенные нами специалисты считают, что с каждым годом количество «cash in» будет расти. «Расширение доступных сервисов — возможность помимо снятия наличных внести деньги на счет, погасить кредит, совершить самые разнообразные платежи, получить информацию по счетам и кредитам, — ведет к тому, что банкомат превращается в некий мини-офис. И чем больше у банка будет таких устройств, тем привлекательнее он для клиента», — считает Павел Ефремов.

Единственный показатель, который пока не радует банкиров, — объем расчетов с помощью карт за услуги и товары в торгово-сервисной сети: в уральских банках это всего 2 — 5% объемов денежных средств, поступающих на счета владельцев карт. Для сравнения: в Москве и Московской области — 13%, в Санкт-Петербурге — 9%. Несмотря на рост эмиссий карт, значительная часть работающего населения в регионе, в частности работники бюджетной сферы, все еще получают зарплату наличными. А раз отсутствует массовый спрос, у торговых предприятий нет стимула для установки терминалов для обслуживания карт. Кроме того, сказывается плохое качество связи, а также недостаток финансовой культуры населения.

Крупнейшие банки по величине портфеля потребительских кредитов
Крупнейшие банки по величине средств юридических лиц
Крупнейшие банки по величине вкладов физических лиц
Крупнейшие банки по величине портфеля ценных бумаг
Крупнейшие банки по величине кредитного портфеля предприятиям
Крупнейшие банки по обороту средств в банкоматах
Банки Уральского региона по убыванию активов

Новости партнеров

«Эксперт Урал»
№40 (303) 29 октября 2007
Пенитенциарная система
Содержание:
Детский бунт: акция справедливости?

Две основные официальные версии беспорядков в Кировградской колонии (ФГУ ВК-2) — организация побега и перевод во взрослую колонию 19-летнего воспитанника — входят в противоречие с комментариями бывших заключенных ИК: «Акция организована как протест над издевательствами, которым мы подвергались»

Реклама