Присоединенные к деньгам

Юлия Рослякова
19 ноября 2007, 00:00
  Урал

Крупные и долгосрочные проекты в ЖКХ возможны: надо только четко определиться с источниками инвестиций. Главными должны стать не политизированные тарифы для населения, а соответствующая рыночным ожиданиям стоимость подключения для строителей, показывает опыт старейшего в стране коммунального оператора, компании «Новогор-Прикамье»

В конце октября совет директоров Европейского банка реконструкции и развития одобрил выдачу коммунальному оператору «Новогор-Прикамье» кредита на 1,5 млрд рублей. В этой новости поражает даже не сумма: еще в 2002 году ЕБРР прокредитовал, например, город Сургут (ХМАО) на 45 млн евро (по нынешнему курсу — 1,62 млрд рублей). Интереснее то, что осторожные европейские банкиры обычно дают в долг на реформирование ЖКХ муниципалитетам, а тут — частной компании, пусть и первому в России коммунальному оператору. Причем эта сумма — только десятая часть инвестиционной программы развития компании в Перми, рассчитанной на 20 лет.

«Новогор-Прикамье» — пионер на коммунальном рынке. Компания первой в стране заключила договор долгосрочной аренды водоканала города-миллионника Перми. За четыре года работы она расширила бизнес, побывала в эпицентре судебных разбирательств, сменила собственника. Здесь первыми переживают все то, через что должны будут пройти все крупные компании коммунального сектора.

В мае этого года главным управляющим директором компании «Новогор-Прикамье» стал Александр Бесфамильный, приглашенный на эту должность с поста вице-мэра Перми. О новой инвестиционной программе, проблемах работы на территории и взаимоотношениях с новыми участниками рынка — его первое интервью «Эксперт-Уралу».

Тариф тарифу рознь

— Александр Яковлевич, переговоры о кредите ЕБРР «Новогору» шли около двух лет, за это время сумма кредита увеличилась на 50%. Очевидно, что банк выставляет свои условия. Какие?

— Первоначально шла речь о предоставлении 1 млрд рублей на развитие сетей водоснабжения и водоотведения Перми. Затем сумма увеличилась до 1,5 млрд рублей, из них 500 миллионов планируется направить на территориальное развитие компании. Кредитный договор мы намерены подписать до конца года. Львиная его доля должна закрыть кассовые разрывы при реализации инвестиционной программы: она рассчитывается нами по Перми до 2025 года. Условия предоставления кредита уточняются всеми сторонами. Не надо забывать, что мы работаем на арендованном имуществе: водоканал принадлежит пермскому муниципалитету. Значит, пермская мэрия также должна гарантировать ЕБРР, что не будет менять для нас условия работы, и мы сможем вернуть кредит. В общем, договор должен учесть массу нюансов.

— Какие еще выдвигались требования?

— Например, представление общественности отчета о социальной и экологической ответственности в соответствии с международными стандартами. И это правильно: деятельность компании, ее программы и проекты должны быть максимально понятны и потребителям, и партнерам. В этом году мы выпустили уже второй такой отчет.

— Назовите источники гашения кредита.

— Основной — средства, которые компания будет получать в виде платы за подключение новых объектов к системе водоснабжения и водоотведения.

— Есть ли сейчас в ваших тарифах инвестиционная составляющая? 

— Для инвестиций в коммунальную инфраструктуру всего три вида источников: плата за присоединение новых объектов, вложения бюджетов разных уровней и инвестиционная составляющая в тарифе. Так вот последней для потребителей Перми в ближайшие два-три года вообще не будет, поэтому рассчитывать на нее мы не можем. Средства из бюджета тоже невелики. Несмотря на то, что наши объекты включены в национальный проект «Доступное жилье», все равно вложения бюджетов субъекта федерации и муниципального образования с 2006 по 2010 годы — всего 465 млн рублей. Поэтому для нас основной  источник развития компании, модернизации сетей и инфраструктурных объектов, — тариф на присоединение.

 pic_text1

Плата за подключение должна появиться со следующего года при условии утверждения инвестиционной программы «Новогора» Пермской городской думой. Сегодня ее размер — предмет оживленной дискуссии. Мы заинтересованы в том, чтобы сделать плату максимально доступной для застройщиков. Однако ее размер должен соответствовать потребностям города в реконструкции системы водоснабжения и водоотведения, а здесь речь идет об очень серьезных суммах. Программа комплексного развития этой системы Перми, принятая городской думой в 2006 году, предполагает, что до 2025 года на реконструкцию и модернизацию сетей необходимо потратить около 15 млрд рублей. Поэтому для того, чтобы сделать тариф доступнее, надо либо увеличивать бюджетные инвестиции, либо корректировать эту программу. По нашим оценкам, каким бы ни был размер платы за подключение, первые платежи по этому тарифу пойдут не раньше конца 2008-го — начала 2009 года. Чтобы не ждать этих средств и не тормозить инвестиционную программу, нам и нужен кредит ЕБРР. Кредитные средства мы не рассматриваем как инвестиционный источник. Повторю: это деньги для покрытия кассовых разрывов.

Бесценный опыт

— Вы пришли в «Новогор» после того, как он был продан КЭС-холдингу и включен в старейший федеральный коммунальный проект — Российские коммунальные системы. Эти две компании так или иначе присутствуют во всем коммунальном секторе Прикамья. В чем плюсы того, что вы теперь — часть холдинга?

— Для нашей компании важно то, что мы используем богатый опыт «Российских коммунальных систем». Это федеральная структура, имеющая представительство в 15 регионах, работающая в 200 муниципальных образованиях. Для меня стало откровением, насколько это мощная организация. Там знают, как правильно выстроить арендные отношения, рассчитать платежи, как и кто должен реализовывать инвестиционную программу. Кроме этого, у них большой опыт в выстраивании грамотных отношений с властью.

В Перми главный источник развития коммунального оператора, модернизации сетей и инфраструктурных объектов — тариф на присоединение. В Березниках надо вести речь об инвестиционной составляющей в тарифе для населения. В Краснокамске пока сложно говорить об инвестициях, сейчас готовится подписание тарифного соглашения, цель которого — минимизировать убытки

— Но вы сами — источник знаний о власти, все-таки бывший вице-мэр. Прежние знакомства помогают? 

— Мне легче понимать тех, кто во власти: я могу смотреть на ситуацию с точки зрения и бизнесмена, и человека, наделенного властными полномочиями для соблюдения интересов населения. Конечно, в Перми многих чиновников и депутатов я знаю лично. Это, безусловно, помогает в работе, в решении острых проблем. Например, на заседаниях рабочей группы при муниципалитете по доработке нашей инвестиционной программы, я, используя опыт работы в мэрии, легче нахожу общий язык с депутатами. Но и проблем, конечно, хватает. Так, сегодня идет дискуссия по поводу имущественных прав на улучшенные за время аренды муниципальные объекты. Пример: переложили мы километр сетей, заменили полностью трубы. Кому они теперь принадлежат? Если бы мы с вами работали в поле концессионного законодательства, все было бы понятно. Но мы выстраиваем отношения, будучи только арендаторами имущественного комплекса. И вот мы реализуем нашу инвестиционную программу, а городские власти задаются вопросом: кому будут принадлежать возведенные или капитально отремонтированные инфраструктурные объекты? Конечно, между властями и «Новогором» существует договоренность о том, что новые объекты закрепляются в собственности муниципалитета. Но мы намерены подготовить подписание дополнения к договору аренды водоканала, в котором оговорим эти вопросы отдельно. Так, чтобы в будущем они ни у кого не возникали.

— За полгода работы вы  что-то принципиально поменяли в работе предприятия?

— Кардинальных изменений я проводить не планирую. Те, что будут, связаны с развитием нашей компании. Например, необходимо менять нашу структуру под филиальную сеть, усиливать блок, занимающийся инвестиционной программой.

Кому мы нужны

— У «Новогора» в аренде есть еще коммунальный комплекс Березников и водоканал Краснокамска. Чем работа коммунальных операторов в небольших городах отличается от работы в мегаполисах? 

— Эти города меньше, чем Пермь, но совсем небольшими их назвать трудно: Березники — второй по величине и значимости город края, Краснокамск — четвертый. Потребность в инвестициях с учетом износа сетей здесь так же высока, как в Перми. Но с источниками ситуация другая.

В Березниках наши основные трудности в части системы водоснабжения и водоотведения связаны с тем, что там трудно ожидать бурного развития строительной индустрии, подобного пермскому. А это значит, тариф на присоединение как источник средств не может играть такой же роли. В Березниках, чтобы модернизировать сети, надо сегодня вести речь об инвестиционной составляющей в тарифе для населения. Эта мера непопулярная, однако альтернативу ей пока найти трудно. Поэтому нам вместе с администрацией Березников придется искать возможность сделать работу нашего филиала в этом городе стабильной. Для этого нужно принять программу комплексного развития системы водоснабжения и водоотведения города. Мы ее разработали, теперь рассчитываем, что депутаты Пермской думы примут документ до конца года.

В Краснокамске ситуация совершенно иная. Это город-спутник Перми, имеющий серьезный потенциал роста с точки зрения строительства жилья. Но есть серьезные организационные трудности: водоканалу не принадлежит ни водозабор, ни очистка стоков, мы не имеем в управлении предприятия с единым технологическим циклом. По сути, водоканал Краснокамска — это только сети, к тому же изношенные гораздо сильнее, чем в Перми. В итоге половину средств от тарифа за водоснабжение и водоотведения мы отдаем частной фильтровальной станции и частным же очистным сооружениям. Проект пока для нас убыточен. Годовой договор аренды водоканала Краснокамска истекает 1 декабря текущего года. Нам надо принимать решение, остаемся мы в городе или нет. Мы направили в адрес администрации города свои расчеты по тарифу на водоснабжение и водоотведение. Предлагаем заключить тарифное соглашение, которое к 2009 году минимизировало бы наши убытки. Еще мы готовы со своей стороны определить участие в создании комплексного плана развития территории. Пока краснокамский муниципалитет демонстрирует желание того, чтобы мы продолжали работу. Если мы подпишем тарифное соглашение, можно будет говорить, что работа нашего филиала там перспективна.

— Насколько я помню, в Краснокамске были трудности и с управляющими компаниями: они просто бунтовали против вас. Какие вы видите проблемы выстраивания взаимоотношений с новыми участниками рынка — ТСЖ и УК?

— Да, весной в Краснокамске была история, когда управляющие компании фактически бойкотировали подписание договоров с нами. Пришлось разбираться, кто и что сделал неправильно. Отношения с управляющими компаниями и ТСЖ в городах складываются по-разному, этот рынок еще очень молод. Пока коммунальщикам приходится работать на «обломках» прошлого, например, субсидирования населения коммерческими организациями. Население тоже предпочитает жить по старинке: использовать побольше, а заплатить поменьше. Все утрясется, конечно. Но должно пройти время, должна быть наработана определенная практика (в том числе и судебная), чтобы взаимоотношения между предприятиями коммунального комплекса с одной стороны, УК и ТСЖ с другой установились раз и навсегда. Мы нацелены на то, чтобы максимальное количество спорных вопросов решать за столом переговоров.