Наихудшая ситуация не прогнозируется

19 ноября 2007, 00:00
  Урал

Пролегающая вдоль провала железнодорожная ветка функционирует в полном объеме, строительство новой пройдет по сокращенному графику, рассказывает главный инженер Пермского отделения Свердловской железной дороги Алексей Пидяшов

— Алексей Михайлович, в каком состоянии железнодорожные пути в районе березниковского провала?

— По данным на сегодня (12 ноября. — Ред.), безопасность транспортировки грузов по 850-метровой обводной железной дороге полностью обеспечена. Мы завозим в Березники и Соликамск и вывозим оттуда все необходимое. Поезда ходят полносоставные, до 20 — 25 пар (то есть в оба направления. — Ред.) в сутки. Это считается нормальным режимом работы.

— Скорость увеличения провала соответствует прогнозам?

— Развитие ситуации напрямую зависит от объемов поступления воды из образовавшейся трещины. По пессимистическим прогнозам ученых из Горного института УрО РАН (Пермь), при максимуме примерно в 10 тыс. кубометров в час провал подойдет к полотну к 1 февраля следующего года. Сейчас поступает 4 — 5 тыс. кубометров. Нас официально заверили, что до 1 февраля опасности приближения провала к железной дороге не предполагается.

— Насколько близко провал к полотну сейчас?

— Расстояние достаточно для безопасной транспортировки грузов — более ста метров. Но нужно иметь в виду, что ситуация для нас нестандартна, поэтому определенные риски имеются. Стопроцентную гарантию безопасности даже ученые, занимающиеся этой проблемой, дать не могут.

Чтобы минимизировать риски, на заседании правительственной комиссии во главе с министром природных ресурсов России Юрием Трутневым 30 октября решено перенести срок сдачи нового обходного железнодорожного пути с 1 февраля на 1 января. Срок вполне реален, работы ведутся по графику. Это будет шестикилометровая электрифицированная двухпутная ветка.

— Каких вложений она потребует?

— Разработка проекта и строительство — порядка 450 млн рублей. Средства выделяет ОАО «РЖД», они включены в инвестиционную программу развития Свердловской железной дороги.

— Велись ли переговоры с промышленными предприятиями, использующими железнодорожную систему Березниковско-Соликамского узла, о софинансировании проекта?

— Пока такого обсуждения не было.

— Есть ли вероятность того, что провал дойдет и до новой ветки?

— Полностью этот вариант исключить нельзя. Поэтому в будущем предполагается строительство еще одной обходной ветки на другом участке. Уралжелдорпроект получил задание начать изыскательские работы. Сейчас проводится аэрофотосъемка местности для выбора трассы. Предполагается, что это будет 53-километровый обход. Примерные ориентиры — от станции Яйва и до района Соликамска. Тогда мы полностью исключим прохождение железной дороги по опасной зоне. Проектно-изыскательские работы должны закончиться в 2008 году, строительство — в 2010-м. Размеры инвестиций и источники финансирования пока не определены.

— Есть ли у предприятий альтернативные варианты доставки грузов?

— Железная дорога перевозит грузы в больших объемах, альтернативному транспорту ее заменить не под силу, за исключением водного, но он зимой не используется. Ряд грузов (хлор, аммиак) перевозится по железной дороге специализированным подвижным составом, на автомобильном транспорте такого в необходимом количестве нет. Поэтому полностью исключить вывоз железной дорогой крупные предприятия Березников и Соликамска не смогут.

Интервью взял Павел Кобер