Классика жанра

26 ноября 2007, 00:00
  Урал

Заместитель генерального директора холдинга «Партнер» Артем Божедомов рассказал об основных проблемах развития строительного комплекса в Тюменской области. Специфику обнаружить не удалось: проблемы совпадают с общероссийскими

— Артем Сергеевич, насколько Тюменская область обеспечена стройматериалами?

— Сильный дефицит. Например, остро не хватает товарного бетона. Раньше не было распространено монолитное домостроение, соответственно, и мощностей не было. Сейчас оно в регионе активно развивается, и материала не хватает. Дефицит цемента и, как результат, высокий рост цен на него — общая проблема для всех регионов. Минувшее лето вообще стало одним из самых сложных в плане стройиндустрии: темпы ввода растут, а заводов стройматериалов не прибавляется. Существующие мощности загружены на 120%, больше половины стройматериалов привозят из других регионов. Серьезных инвестпроектов немного. Есть модернизация старых мощностей, а строительства новых практически нет.  

— Почему не растет производство? 

— Мне кажется, причина одна. Стройиндустрия — очень капиталоемкая отрасль: здесь дорогостоящие проекты, большой объем строительных работ и согласований, высокая стоимость промышленного оборудования. Немного находится инвесторов, способных это потянуть.

— И что делать застройщикам?

— Один из вариантов — развивать собственную производственную базу. Мы идем по этому пути.
У нас есть производство деревянных окон, комбинат строительных материалов, который мы планируем модернизировать в ближайшее время. Строим комбинат газосиликатных изделий. Собираемся развивать добычу строительного песка в области. Сейчас он вообще у нас не добывается, хотя месторождения есть, весь завозится из-за пределов региона. А ведь строительный песок — основной компонент большинства базовых стройматериалов — ЖБИ, товарного бетона, стеновых материалов. И транспортная составляющая в его себестоимости напрямую отражается на ценообразовании.

— Хватает ли тюменским девелоперам площадок под застройку?

— Чистых площадок в городе нет. Те, что предусматривают снос ветхого жилья, тоже подходят к концу. Остались крохи, поэтому потихоньку строительство уходит в пригород, на освоение новых территорий.

— Площадки распределяются посредством аукционов?

— Да, механизм аукционов действует. К примеру, в сентябре мы выиграли площадку под Четвертый заречный микрорайон площадью 28,8 га. 

— Цены, формирующиеся в ходе аукционов, адекватны?

— Торги идут активно, стоимость может подняться в два-три раза в ходе торгов, но итоговые цены, думаю, соответствуют рыночным.

— Какая ситуация с коммунальными сетями?

— Тяжелая. Администрация оказывает посильное содействие, но на Третий заречный микрорайон, например, часть магистральных сетей мы все равно тянем сами. Потом, конечно, коммунальщики примут эти сети у нас на баланс по какой-то стоимости, но их строительство — все равно дополнительная проблема. Причем сети — это полбеды. Не хватает мощностей по электричеству, теплу. Некоторые наши коллеги решают проблему за счет малых автономных средств генерации, но нам не хотелось бы этим заниматься. Я считаю, если мы строим в рамках города, то обеспечить стройплощадку необходимыми коммуникациями должен город.  

Интервью взял Юрий Немытых