Инвестиционное посредничество

21 января 2008, 00:00
  Урал

Опыт развивающихся стран показывает, что региональные институты развития — это чаще всего финансовые институты, банки развития, венчурные и гарантийные фонды, разного рода консалтингово-консультационные центры, ассоциации, агентства продвижения товаров. Их основная функция — развитие новых рынков, внедрение инноваций. По структуре и способу финансирования они подразделяются на несколько видов. Одни — негосударственные, имеющие паритетное финансирование, но при этом распределяющие госсредства напрямую. Пример — Фонд Чили. Другие — государственные посредники, вкладывающие деньги в уставные капиталы частных инвестиционных венчурных фондов. Они могут инвестировать как внутри, так и вне страны. Это может показаться странным, ведь речь идет о региональных институтах развития. «Но опыт некоторых стран убеждает, что если в стране инфраструктуры для нового, инновационного бизнеса нет, а деньги есть, и немалые, то стоит вкладываться в венчурные фонды других стран, нарабатывать там опыт и контакты», — поясняет Сергей Кадочников.

РИР становятся своеобразными посредниками между властью и бизнесом, между разработчиками и потребителями. Примером такого посредника может служить агентство поддержки чешского бизнеса Czech Trade, созданное министерством промышленности и торговли Чехии для способствования экспорту, а также развитию малого и среднего бизнеса. С его помощью в республике организованы школы для бизнеса, где предприниматели получают практические и теоретические знания по международному бизнесу. Агентство работает и за рубежом: имеет 32 офиса в различных странах мира, в том числе три в России (в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге). Эффективность работы такого РИР заключается в том, что к нему обращаются как чешские предприниматели, желающие найти на территории России партнеров, так и уральские бизнесмены, разыскивающие в Чехии технологии или товары. «По сути, мы помогаем бизнесу подписывать контракты и потом следить со статистической точки зрения за их исполнением, при этом все риски берет на себя предприниматель», — отмечает директор агентства Czech Trade Иржи Болечек. Одни из последних проектов, осуществленных под патронажем чешского агентства, — подписание крупнейшего промышленного контракта между правительством Чехии и Уралвагонзаводом на 1 млрд евро. В целом баланс экспорта-импорта между Чешской республикой и Свердловской областью за первое полугодие 2007 года составил 31 к 80 млн долларов.

В России региональные институты развития еще только начали создаваться. И формирование крупных финансовых фондов большинству регионов страны пока не под силу. Поэтому чаще всего они концентрируются на поддержке малого бизнеса, как это в частности делает Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства. Он фактически выполняет функцию института замены залога. И потребность в этой услуге со стороны малого бизнеса практически не ограничена.

В то же самое время, как отмечает профессор кафедры институциональной экономики Государственного университета — Высшей школы экономики Светлана Авдашева, присутствие профессиональных посредников в виде региональных институтов развития, которые могли бы реализовывать капиталоемкие проекты, необходимо: «Я столкнулась с исследованием экономического развития Пермского края и Финляндии. Выяснилось, что в Пермском крае на поддержку инновационной сферы тратится гораздо больше денег, чем в Финляндии, тогда как уровень развития территорий — кардинально противоположен. Оказалось, что в Перми совершенно нет структур-посредников, которые могут соединить потребителей инноваций и разработчиков. Проблема в том, что разработчики не могут или не умеют предлагать свои инновации сами, без посредников, а бизнес не в состоянии предвидеть спрос, так как сегодня большинство руководителей предприятий финансисты, не технологи».

По данным исследования экономфака УрГУ