Ничто современное Перми не чуждо

Марина Романова
18 февраля 2008, 00:00
  Урал

«Арт-Пермь», крупнейший художественный проект Урало-Западносибирского региона, представлен в новом формате: актуальном, молодежном, образовательном

Гости съезжались на выставку. Везли не только картины: традиционной живописи на Урале и своей хватает. Из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга в Пермский край ехали в основном инсталляции, произведения актуального искусства. Модный столичный художник Дмитрий Цветков разместил на почетной центральной площадке павильона «Арт-Пермь» огромную шапку, уже удивлявшую посетителей Эрмитажа, — «Ушанка российской империи». Музей актуального искусства Art4.ru тоже привез вещь знаковую, прославившуюся благодаря антирекламе министра культуры страны — «Целующиеся милиционеры». Два экспозиционных павильона в десятый раз (выставка юбилейная) оказались заполнены до предела как произведениями искусства, так и зрителями: «Арт-Пермь» — самая массовая художественная экспозиция в регионе.

Идеи...

Когда Дмитрия Цветкова спросили, с какой целью он приехал в провинцию, «актуальщик» ответил присказкой: «Если у меня есть яблоко, и у тебя есть яблоко, и мы ими меняемся, у каждого остается по одному яблоку. А если у меня есть идея, и у тебя есть идея, и мы ими меняемся, у каждого становится по две идеи». Художникам нужно общение, и не только через интернет, а вживую. Десять дней они обменивались яблоками и идеями: «Арт-Пермь» — территория общения.

Идея самой художественной выставки-ярмарки исторически претерпевала изменения. Импульсом создания арт-салона явилась потребность заполнить пустующее пространство и время. В январе, который уже стал для россиян привычным периодом массовой релаксации, крупные мероприятия в павильонах выставочного центра «Пермская ярмарка» не проводились, коллектив вынужденно простаивал. Поэтому предложение деятелей искусства устроить на площадях экспоцентра в январе художественную акцию бизнесменов заинтересовало.

В любом крупном состоявшемся явлении присутствует некая загадка: а почему все сложилось именно здесь? Почему в других вполне культурных областных центрах Урала, в Екатеринбурге или Челябинске например, нет ничего подобного и даже близкого по масштабу и размаху? Возможно, присутствовал элемент удачи, когда красиво срослось множество факторов. Возможно, проявился торгово-купеческий менталитет края: на пермской земле ярмарки имеют исторические корни. И наверняка сказалось то, что «Арт-Пермь» творчески объединила три составляющие: бизнес, искусство и власть. Искусство предложило, бизнес осуществил, власть поддержала. До сих пор никаких трений между ними не возникало, в том числе в отношении идеологии выставки. А она менялась.

В начале господствовала концепция «никакой концепции»: представить все, что наработано мастерами, без особого отбора. Некий художественный микст — смешение стилей, тем, языков, времени: всем — все. Было шумно, весело, выставка больше тяготела к рынку, тем более что один из павильонов отдавался декоративно-прикладному творчеству, а сувениры всегда пользуются спросом. Постепенно профессиональная планка начала подниматься, уровень работ стал более ровным. По оценке министра культуры и молодежной политики Пермского края Олега Ощепкова, дистанция между условно первыми и условно последними произведениями сократилась. Генеральный директор «Пермской ярмарки» Сергей Климов поделился: в этом году в потенциале осталась как минимум еще одна экспозиция.

В итоге всех этих подвижек «Арт-Пермь-2008» предстала в новом формате. Во-первых, произошло разделение. Из одного салона родилось два — естественный путь развития успешного проекта. В марте будет проводиться межрегиональная выставка-ярмарка народных промыслов. Во-вторых, основной ее идеей стала современность. Традиционное искусство, конечно, сохранилось, но ставка теперь сделана на передовые направления разных жанров, адресованные и понятные прежде всего молодым. «Арт-Пермь» становится серьезной арт-площадкой, где формируются эстетические взгляды местных художников, а также пристрастия публики, которая знакомится здесь с самыми современными художественными тенденциями.

... И яблоки

 pic_text1

Марина Васева собрала два чемодана.

В один она сложила поцелуи (поцелуй для мужа, поцелуй, от которого кружится голова, поцелуй тоскливый, с перцем и даже с привкусом горячей белой шелковицы), в другой — прикосновения. Марина — член пермской арт-группы «Куб», которую вдохновляет геометрическое представление о мире. Жизнь — это шкаф. Открываешь его, выдвигаешь понравившиеся ящички, что-то в них складываешь. Человек — тоже шкаф, столько в каждом набито-накоплено. Время от времени следует делать инвентаризацию и уборку, выбрасывать лишнее, добавлять недостающее… Образ бесконечен — это доказывает экспозиционный угол «Куба»: чего там только нет.

В том числе и коммерческая составляющая концептуального проекта: мелкие керамические живности, все, конечно, с ящичками, замочками и бесконечной авторской фантазией.

Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства представил проект «Product Placement». Объектом внимания стало распространенное в культуре явление — вплетение рекламы в сюжетную линию фильма или шоу, книги или компьютерной игры. Но почему-то в нем до сих пор не задействовано современное искусство. Художники, чьи работы представлены в проекте, с разных сторон рассматривают технологию product placement: реклама плюс (или минус) искусство.

В сравнении с прошлыми арт-салонами столь милых сердцу покупателей пейзажей и натюрмортов представлено меньше, а вот концептуальных объектов, которые продать очень сложно, но они-то и представляют тенденции современного искусства, намного больше. Творчество в чистом виде торжествует. Заметна возрастающая роль фотографии. Большой проект представила Gallery.Photographer.ru (Москва), специализирующаяся исключительно на современной авторской фотографии. Но и в фотоискусстве заметен концептуальный крен. Например, Сергей Копышко (именно работы этого мастера сопровождают наш рассказ о выставке) много лет создает цикл «Эволюция», показывая, во что с течением времени превращаются люди и памятники, а точнее, во что они не должны превращаться.

Впрочем, традиционным жанрам места также хватило. Портреты популярны всегда, а в последнее время, по наблюдению художника Виктории Нестеровой, спрос на них растет. Естественная потребность видеть себя, любимого, не только в зеркале, но и на полотне должна быть удовлетворена. Красивой женщине не жалко изобразить красивыми других людей — всем приятно и хорошо оплачивается. Третий раз Виктория участвует в «Арт-Перми»: за десять дней набирает заказов на весь год.

Выставка проявляет гостеприимство, щедро выделяя пространство для иногородних, так что некоторые «свои» художники даже обижаются (хотя вряд ли стоит: представлены произведения более двухсот пермяков). Сергей Климов пояснил, что принципиальная позиция организаторов — открытость. Выставка не должна превратиться в местный междусобойчик. Чтобы претендовать на статус значимой в художественном мире арт-площадки, она должна быть открыта другим городам, другим странам. И другим, помимо изобразительного, видам искусства. «Арт-Пермь-2008» — это не только стенды с картинами, но и перманентно продолжающиеся акции, перформансы, образовательные проекты. В программе этноперформанс «Тень предков», живые скульптуры, модные фестивали «Ru.Башка» и «Красное платье», элитарный театр, видеоарт, программа документального кино, круглые столы и мастер-классы.