— Как выставка способна влиять на имидж региона?
— Имидж ради красного словца никому не нужен. Он должен работать на жителей края. Мы понимаем, что как только человек решает ключевые жизненные проблемы (крыши над головой, постоянного заработка), он хочет зрелищ, творческой реализации. И если их не получает, то называет место дырой и уезжает. По статистике, 60% покинувших край — активные молодые люди. Мы не хотим их терять. Такой проект, как «Арт-Пермь», опосредованно влияет на миграцию. Чем больше будет ярких, знаковых, информационно богатых полей, тем интереснее будет жить. Зачем тогда уезжать хотя бы в Екатеринбург, где пробок на дорогах еще больше и жилье дороже?
— Есть и внешняя составляющая имиджа края — привлечение новых людей и дополнительных инвестиций. Какова здесь роль культуры?
— Огромная. В число известных культурных брендов, таких как пермский балет, пермская деревянная скульптура, постепенно входит «Арт-Пермь». Но мы смотрим дальше. У нас есть художественная галерея, обладающая самым богатым среди провинциальных музеев фондом. Однако экспонируется из-за недостатка площадей лишь 1% сокровищ. Кроме того, расположена она в здании бывшего собора, который нужно вернуть церкви. Вопрос: хотим ли мы, чтобы галерея просто механически переехала в другое здание? Ведь собор — это символ города. Новый музей тоже должен стать символом.
Так возникла идея строительства нового здания галереи. Это будет мощный архитектурный проект (подробнее см. «Музей третьего тысячелетия», «Э-У» № 20 от 28.05.07.). Здание должно стать самодостаточным, олицетворять Пермь современную. Мы ориентируемся на опыт музея Гуггенхайма, благодаря которому жители провинциального испанского города Бильбао оказались в центре культурных событий мирового значения. К участию в нашем конкурсе уже привлечены концептуалисты мирового уровня, проводит его Московский центр архитектуры. К концу года планируем заключить контракт на подготовку проектно-сметной документации.
Надо постараться, чтобы все сложилось. Деньги большие, смета «растущая», но не сумасшедшая: от 50 до 80 млн долларов, сегодня реализуются проекты и более высокой стоимости. Главное — политическая воля. Последствия же будут значимы. Среди бизнесменов немало амбициозных людей. Создав прецедент архитектуры такого уровня, мы поднимем планку, и наверняка найдутся последователи, которые тоже захотят пригласить звезд на проектирование, например, бизнес-центра. В целом возрастут уважение и доверие к краю, в том числе со стороны инвесторов.