Интерфейсом не вышли

Администрации крупнейших уральских городов и регионов осознали роль интернета в формировании имиджа территорий. Осталось структурировать информацию и повернуться лицом к целевой аудитории

Открыв официальный сайт республики Башкортостан, наталкиваемся на короткий список новостей, представленный на главной странице. Последнее сообщение: «М.Г. Рахимов подписал указ об освобождении Р.И. Байдавлетова от должности премьер-министра правительства республики Башкортостан». Чуть выше: «М.Г. Рахимов подписал указ о награждении Р.И. Байдавлетова орденом Салавата Юлаева». До этого: «М.Г. Рахимов назначил Р.И. Байдавлетова членом Совета Федерации РФ». Но создатели сайта будто не уверены, что их поняли: «М.Г. Рахимов: “Р.И. Байдавлетов — наиболее достойная фигура, чтобы представлять Башкортостан в Совете Федерации”». Больше новостей нет: может, помимо деяний М.Г. Рахимова республике похвастаться нечем?

Описанную картину назвать типичной, по счастью, нельзя. На большинстве сайтов крупнейших городов и регионов Урала есть вполне содержательная подборка новостей, а их создатели понимают: сайт должен быть информативным и полезным. Последний положительный пример — появление на официальном сервере Пермского края странички «Правительство — бизнесу». Как утверждают организаторы, зарегистрированный посетитель может задать вопрос по проблемам, касающимся малого и среднего бизнеса, напрямую любому из указанных там руководителей органов исполнительной власти края, а также главам муниципальных образований региона. Обещают, что вопрос рассмотрят в течение трех дней, иначе отвечать чиновнику придется уже перед собственным начальством. Пока страничка работает в тестовом режиме, ответы даны лишь на девять из 39 заданных вопросов.

Констатируем: чиновники активно осваивают интернет. Практически все сайты городов и регионов Урала вполне пригодны к употреблению, насыщены мегабайтами информации. Деятельность на них кипит. Однако сайтостроители, видимо, не слишком хорошо представляют, кто именно будет пользоваться страницей и как этот кто-то должен разыскивать нужные сведения.

Для примера обратимся к опыту порталов крупнейших городов мира. Далеко не пойдем: наберем несколько адресов в строке браузера. Вот незамысловато оформленный, но информативный сайт Нью-Йорка. Он предлагает посетителям разделы для бизнеса, гостей, жителей города и дополнительную правительственную страницу. Именно четкое разделение целевой аудитории максимально структурирует информацию, делает портал удобным. Посетителям же уральских сайтов — собирательным Инвестору, Жителю и Гостю — придется изрядно постараться, чтобы разыскать среди дебрей меню крохи полезной информации. На имидже территорий эти мучения сказываются не лучшим образом.

С долей актуальности

На сайтах уральских городов много необходимой Жителю информации социального характера. Однако отсутствует деловая: курсы валют, расписание поездов и самолетов, обзор местных СМИ

— Я редко захожу на сайт нашего города, — говорит Житель. — Новости там, как правило, неинтересные, в них только о том, куда поехал и что сказал мэр или губернатор. Прогноза погоды и курсов валют нет, карты — тоже. Обзор городских газет отсутствует. Наши сайты совершенно не располагают информацией, которая необходима деловому человеку ежедневно и ежечасно. Там только официоз — статистика, отчеты, постановления.

 pic_text1 Фото: Ксения Сайфутдинова
Фото: Ксения Сайфутдинова

Другое дело — информация социального характера: она доступна почти на всех городских порталах. На сайте Тюмени без труда можно получить телефоны и адреса всех муниципальных поликлиник и больниц, на странице Челябинска — полный список компаний ЖКХ с указанием телефонов диспетчера и начальства. В плане культуры выделяется сайт Екатеринбурга: здесь есть афиша, телефоны и ссылки на интернет-представительства крупнейших театров, музеев, библиотек города.

Особо значима для Жителя возможность обратной связи с чиновниками и создателями сайтов. Конечно, везде есть электронный адрес администратора и телефоны справочных служб.

— Иногда обратная связь работает очень медленно, — говорит Житель. — Тогда приходится звонить по указанным телефонам. Благо, структура органов власти и координаты чиновников указаны на всех сайтах. Но есть и удачные находки: к примеру, на главной странице тюменского портала опубликован номер информационно-диспетчерской службы администрации города, по которому могут ответить в любое время и на любые вопросы, начиная от маршрутов транспорта и заканчивая датой подписания конкретного постановления. Телефон работает: проверено лично.

Региональные сайты в глазах Жителя выглядят по сравнению с городскими неказисто. Конкретной информации о предприятиях ЖКХ, соцобеспечения, здравоохранения, культуры нет. Все сводится, как правило, к статистике или официальным документам.

Денежный мешок

Главная проблема, с которой сталкивается Инвестор: отсутствие структурированной базы местного законодательства

— Нужен ли я им вообще? — сомневается Инвестор, закрыв очередной сайт Уральского региона. — Чтобы найти специальный раздел для бизнесменов, приходится битый час водить курсором по экрану.

А что внутри? Либо разветвленные меню с неясной структурой, либо просто вся информация в кучу.

Недовольство Инвестора понятно. Имея желание и возможность вкладывать деньги в перспективный регион, он едва ли узнает, где и на каких условиях реально разместить свободные средства. Сложнее всего малому предпринимательству: несмотря на все заявления властей, на официальных сайтах нельзя добыть внятную информацию об условиях налогообложения, перспективных направлениях и государственной поддержке. Собрать всю законодательную базу — задача не для слабонервных, узнать о получении разрешения или лицензии тоже не удастся.

Инвестор объясняет: «Я должен знать, каковы выгоды, сколько придется заплатить, все ли в порядке с инфраструктурой, найду ли производственную площадку или офис. Красивые слова об инвестиционной привлекательности — конечно, хорошо. Но где актуальная информация и содержательные обзоры рынков?». Таким запросам уральские страницы пока не отвечают: сведения об инфраструктуре носят чаще всего описательный характер, данные о свободных площадках устарели, материалы об экономике разделены по туманным принципам, статистика — двухлетней давности. Результат? Инновации вместе с инвестициями остаются лозунгами.

Единственный регулярно обновляемый раздел, полезный бизнесу, — муниципальный заказ. Осваивать бюджет чиновники готовы, но и здесь не все порталы одинаково хороши: удобство навигации и прозрачность структуры чаще всего оставляют желать лучшего.

Удиви меня

Уральские порталы не могут заинтересовать потенциального Гостя-туриста: на большинстве просто нет фотографий местных достопримечательностей
 pic_text2 Фото: Ксения Сайфутдинова
Фото: Ксения Сайфутдинова

Сайт города или региона — важный источник информации для потенциального Гостя. Однако исследование показало: уральские интернет-визитки совершенно не в состоянии заинтересовать туриста.

— В Челябинске в середине мая будет проходить выставка «Ураллегпром — XXI век». Неплохо бы съездить, — заинтересовался было Гость, просматривая перечень выставок и ярмарок на официальном городском портале. Однако желание исчезло через двадцать минут: он так и не нашел на сайте подходящую гостиницу. Одна из основных проблем большинства официальных страниц уральских городов и областных правительств — отсутствие сведений о сфере услуг: гостиницах, ресторанах, ночных клубах. Только на трех из десяти есть карта города и маршруты движения транспорта.

Другая серьезная проблема — нехватка качественных изображений местных природных и культурных достопримечательностей. «Какой скучный город», — говорит Гость, глядя на главную страницу оренбургского портала: на синем фоне мелким серым шрифтом новости и рубрикатор. Ни фотографий, ни картинок, ни герба. И посетитель уходит, так и не узнав, что в глубине сайта есть подборка профессиональных фотографий зданий позапрошлого века, парков и лесов. Все они собраны в рубрике «Экскурсия по городу». Но для того, чтобы до нее добраться, нужно пройти как минимум по пяти ссылкам. А важно первое впечатление. Констатируем: главные страницы сайтов уральских городов «цепляют» очень редко.

Еще одна проблема — отсутствие иноязычных версий сайтов. Типичная ситуация: «У меня есть друг в Англии, мне бы хотелось поделиться с ним информацией о Тюмени. Но на сайте города нет перевода. Значит, рассказать о городе я смогу только при личной встрече».

Подведем итог. Интернет-портал города или области должен быть визитной карточкой территории и универсальным справочником. Житель вправе получать максимум актуальной информации о городе, инвестору нужна возможность оценить условия ведения бизнеса, туриста привлекает яркая картинка. При этом сайт должен быть сбалансирован, структурирован и удобен. Сейчас этим требованиям отвечает от силы треть порталов крупнейших городов и регионов Урала: на одних сайтах главенствует развлекательная информация, на других — официоз, третьи просто сделаны спустя рукава. Как научиться структурировать информацию и ориентироваться на различные сегменты потенциальной аудитории? Рецепт прост: главное — сделать процесс создания сайтов открытым для публичного обсуждения.