Плюс четыре

5 мая 2008, 00:00
  Урал

Жизнь диктует необходимость возродить Уральский экономический район, считает председатель исполкома Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал» Владимир Волков

— Владимир Анатольевич, cуществуют ли объективные предпосылки для создания в России макрорегионов?

— Перед Россией стоят масштабные задачи экономического развития. Есть вопросы, которые нельзя решить в рамках одного субъекта федерации. Прежде всего это касается инфраструктурных проектов — транспорта, энергетики, связи. Они затрагивают интересы целой группы областей, краев и республик и требуют планирования именно по макрорегионам. Когда мы три года назад рассматривали стратегии развития уральских субъектов федерации, то столкнулись с совершенно неправильным подходом региональных властей: каждый субъект принимал такую стратегию, как будто он не окружен никакими соседями.

Тут нужно изучить советский опыт районирования. В конце 50-х годов были созданы совнархозы. Один их них объединял Свердловскую область и Тюменскую с входящими в нее Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. В середине 60-х годов после снятия Хрущева от совнархозов отказались, но в Госплане СССР стали закладывать идеологию планирования по экономическим районам. Главный критерий при их формировании — каждый район должен был быть самодостаточным в производстве необходимой для жизни продукции, чтобы минимизировать транспортные расходы.

С 1983 года в рамках Госплана была создана отдельная структура — Уралплан. Он существовал до 1992 года и занимался планированием в рамках Уральского экономического района, куда входили Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области, Пермская (с Коми-Пермяцким АО), республики Удмуртия и Башкирия. Исходя из советского опыта, нынешний Уральский федеральный округ как экономическая структура неполноценен, поскольку не включает в себя четыре последних субъекта федерации.

— За семь лет существования УрФО по большому счету экономикой не занимался, за исключением мегапроекта «Урал промышленный — Урал Полярный».

— Да, благодаря нашему полпреду этот проект получил поддержку федеральных властей. Сегодня уже выделены деньги, идет реальная работа. Его позиционируют как проект УрФО, но это не так! Он охватывает гораздо большее число субъектов федерации, в том числе Пермский край, Башкирию, Оренбургскую область. Этот проект просто подталкивает к возрождению Уральского экономического района, поскольку нацелен на освоение северных природных ресурсов для всего комплекса предприятий Урала. Однако формировать такой район простым решением федеральной власти нельзя, нужно создать научное обоснование, провести экономический анализ.

— Что может представлять собой управленческий аппарат макрорегионов?

— Управление как таковое маловероятно. Тут важно планировать какие-то большие задачи и проводить мониторинг. Фактически это может быть какое-то совместное подразделение федеральных Минрегионразвития и Минэкономразвития.

— Может ли у макрорегиона быть свой бюджет?

— Это было бы идеально. Но нужно политическое решение Москвы о создании каких-то структур, которые бы работали по большим проектам только на макрорегион. То есть частично этот бюджет формировался бы федеральным центром, частично — за счет средств субъектов федерации.

— Могут ли макрорегионы стать альтернативой федеральным округам?

— Федеральные округа — это политические структуры. Было бы лучше, если бы они существовали в границах макрорегионов: так проще реализовывать экономическую политику.

Интервью взял Павел Кобер