Правила самозащиты

Глеб Жога
5 мая 2008, 00:00
  Урал

В промышленном сервисе начинает работу первая в России саморегулируемая организация. Ей предстоит решать и застарелые проблемы отрасли, такие как создание системы стандартов, и исполнять новые функции, например организовывать фонд страхового обеспечения проводимых работ

Этот год должен стать для промышленности и строительства поворотным: федеральный закон № 315 «О саморегулируемых организациях» (СРО) после долгого хождения по инстанциям 1 декабря 2007 года подписан президентом, а 17 декабря вступил в силу.

— Мы расцениваем появление СРО как следствие принципиального изменения отношения госполитики к бизнесу, — говорит председатель совета Союза предприятий промышленного сервиса Урала и Западной Сибири (СППС УРСИ) Владимир Шумаков. — Государство впервые обратило внимание на то, что регулирование рынка может осуществляться не только прямым вмешательством. Бизнесу дается четкий сигнал: вот вам закон, попробуйте в его рамках проявить самостоятельность и ответственность за развитие вашей отрасли. И если все пойдет как надо, то бизнес из ситуации «я что-нибудь украду на рынке» перейдет в ситуацию «я готов отвечать за свой рынок, за то, что он будет цивилизованным».

Функции сертификации, лицензирования и допуска фирм на рынок передаются от государства в руки СРО. Организации должны будут следить за исполнением разработанных стандартов и правил, а в случае нарушения использовать меры дисциплинарного воздействия. Они обязаны создать страховой фонд для покрытия возможных рисков, возникающих при работе компаний-членов. СРО должны аккумулировать и передавать накопленный опыт работы в отрасли, причем быть максимально открыты рынку, а для этого собирать информацию о работе отрасли и публиковать ее в открытых источниках.

Практикующие СРО

В некоторых отраслях промышленности и строительства сильные некоммерческие союзы, выполняющие функции СРО, давно работают. Примеры наиболее влиятельных: созданный год назад Союз машиностроителей России, «Хризотиловая ассоциация», первый официально зарегистрированный СРО в России — Союз предприятий промышленного сервиса Урала и Западной Сибири» (СППС УРСИ), созданный в сентябре 2007 года.

СППС УРСИ — преемник Союза коррозионистов Урала (СКУ), работающего в промышленном сервисе с 2002 года. По словам исполнительного директора СППС УРСИ Виктора Рублева, СППС перенял многие механизмы и функции, не потеряв существующие наработки и знания. На протяжении пяти лет СКУ успешно выполнял одну из основных задач отраслевого объединения — накапливал опыт, собирал и обрабатывал информацию о развитии рынка антикоррозионной защиты (АКЗ). В результате Союз коррозионистов вместе с аналитическим центром «Эксперт-Урал» формировали ежегодный рейтинг подрядных организаций в АКЗ. Задача проекта — мониторинг развития отрасли в Урало-Западносибирском регионе и управление тенденциями развития рынка. Особая важность проводимой работы для СРО еще и в том, что рейтинг — это разработанная и опробованная на практике методика оценки компаний. Виктор Рублев: «Сейчас мы рассматриваем методику проведения рейтинга как основу для будущей системы добровольной сертификации предприятий промышленного сервиса, приходящей на смену государственному лицензированию, прохождение которой в соответствии с ФЗ “О СРО” обеспечит предприятию право работы на рынке. Уже в 2008 году мы планируем выдавать участникам соответствующий сертификат».

Информационная функция СРО имеет принципиальное значение для развития рыночных отношений: открытое предоставление данных о развитии отрасли и информирование всех участников рынка — один из основных признаков свободной цивилизованной конкуренции.

Создать норму

Один из первых и наиболее важных шагов на пути организации нормально функционирующих СРО — создание четких и прозрачных отраслевых стандартов. По словам заместителя директора Научно-исследовательского института бетона и железобетона Валентины Степановой, с введением в действие закона о техническом регулировании резко ухудшилось положение в области стандартизации и нормирования, а в отрасли АКЗ регресс заметен еще более явно. Почти все существующие СНИПы и ГОСТы, имеющие отношение к АКЗ, устарели, поэтому роль основополагающего документа на таком специализированном рынке должен играть некий национальный стандарт. Причем не стоит забывать и о мировом сообществе. Для конкурирования на равных с иностранными предприятиями (в ситуации вступлении России в ВТО это неизбежно) создаваемые у нас стандарты должны соотноситься с существующими мировыми: таково требование федерального закона.

— Я назвал бы эту деятельность не созданием, а гармонизацией, — говорит генеральный директор ООО «Промзащита» Сергей Шидловский. — Во-первых, нужно навести порядок: у нас разные документы по одному и тому же направлению могут противоречить друг другу. Во-вторых, мы сейчас потихоньку входим в мировое экономическое пространство, на территории которого уже действуют свои принципы и законы. И нам предстоит играть с иностранными компаниями «на одной доске». А сейчас, если взять любую работу и требования к ней прописывать согласно нашим СНиПам, то с международными требованиями ИСО у нас никогда не сойдется. Поэтому и нужно стремиться к максимальному приближению к международным стандартам.

— Создание новых стандартов должно приводить к повышению качества работ, а не оставаться простой декларацией: крупные компании не работают со словами, — отмечает заместитель генерального директора по развитию ООО «Колумбус» Олег Умнов. — К тому же если говорить о международной конкуренции, толку в отечественном лицензировании немного — в мире уже давно существуют отработанные стандарты качества. Создание отечественных стандартов имеет смысл только для внутреннего потребления, для работы с госкорпорациями. Тем более при вступлении в ВТО несоответствующие мировым нормам отечественные стандарты могут стать проблемой, и все придется утрясать в соответствии с зарубежными принципами работы.

Специалисты Союза предприятий строительной индустрии и министерства строительства Свердловской области с участием представителей крупных компаний отрасли уже занялись нормотворчеством. На основе международных стандартов ИСО разработан проект территориальной строительной нормы (ТСН) «Защита от коррозии металлических конструкций», которые включают весь перечень работ — от подготовки поверхности до нанесения защитных покрытий. Сейчас документ проходит экспертизу в НИИ «Стальконструкция», Институте металлов и УГТУ-УПИ. Чтобы вывести стандарт на федеральный уровень, ТСН передан для экспертной оценки в отраслевой институт Газпрома (наиболее передовую организацию, занимающуюся сегодня разработкой регламентов).

Работай со страховкой

Вторая обязательная по закону функция СРО — формирование страхового фонда и создание механизма возмещения возможного ущерба заказчику, привлечение членов СРО к дисциплинарной ответственности за несоблюдение внутренних норм и правил. В соответствии с законом, все проводимые подрядные работы должны быть застрахованы и иметь покрытие средствами фонда. До вступления в СППС УРСИ не все компании страховали свои риски. В 2005 году среди участников рейтинга страхующих было чуть больше половины, в 2006 году — около 60%, а в минувшем — уже 80%. Для малых компаний страхование, во-первых, означает снижение рентабельности, а во-вторых, необходимость его зачастую определяется отраслью специализации.

— Мера ответственности во многом зависит от специализации, — объясняет Сергей Шидловский. — Если на нефтяном резервуаре покрытие отслоилось, ясно, что есть определенные убытки для компании, но в целом это некритично. А если коррозия повлияла на качество авиационного топлива или на пищевую продукцию — последствия уже будут совсем иными.

Как и за счет каких средств СРО должна формировать фонд? Как это часто бывает в нашем законодательстве, механизм формирования в законе не прописан.

— Если формировать эти фонды из чистой прибыли после уплаты налога на прибыль, то процесс может сильно затянуться: компании оптимизируют прибыль, — предостерегает Владимир Шумаков. — Но если источник формирования будет подразумевать использование денег до налогообложения, фонды могут быть сформированы достаточно быстро. Государство не должно рассматривать эти деньги в виде налогов, которых оно может лишиться: они остаются в отрасли. Чтобы страховые фонды СРО заработали, нужно, чтобы источники их формирования относились на себестоимость.

Заметим, что на Западе размер страховых фондов в отраслях промышленного сервиса исчисляется сотнями миллионов долларов. Но там они формировались при активном участии страхового рынка и на протяжении нескольких десятилетий цивилизованной работы.

Персона грата

Третья важнейшая функция СРО, по закону не обязательная, но по ситуации на рынке необходимая, — подготовка кадров. В плане мероприятий СППС УРСИ этой проблеме уделено много внимания. Союз подписал соглашения о сотрудничестве с Тюменским государственным нефтегазовым университетом и Уральским колледжем промышленного сервиса, с образовательным центром в Дортмунде (Германия) по вопросам подготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов по АКЗ, с министерством образования Свердловской области об организации учебной деятельности на базе РПУ и колледжа в Нижнем Тагиле. За основу приняты программы дортмундского учебного центра с выдачей образовательного документа европейского образца. Налаживается сотрудничество с Ревдинским профессиональным училищем, Березовским колледжем, Челябинским монтажным колледжем, с учебными заведениями в Ялуторовске и Ишиме.

Важный признак цивилизованного рынка — институт независимых инспекторов качества. В зарубежной практике, когда сумма заказа исчисляется десятками миллионов долларов, к сдаче-приемке результатов работ обязательно привлекаются независимые специалисты, выступающие гарантами качества. В России подобную структуру только предстоит создать. Началом этой работы послужило соглашение СКУ с Норвежским профессиональным советом (FROSIO) — авторитетной организацией по обучению и сертификации инспекторов антикоррозионных работ. С марта 2007 года курсы проводятся два раза в год.

Но если компании сами не будут тратиться на подготовку кадров, то все подписанные соглашения так и останутся на бумаге. И предприятия осознают это. В структуре инвестиций участников рейтинга АКЗ доля вложений в обучение персонала в 2006 году составила 2,1%, а в 2007-м выросла до 4,4%. Но фактические затраты на образование еще очень малы: 10,7 млн рублей в 2007 году по участникам рейтинга.

Куда стремимся

Основным конкурентным преимуществом нашей страны остается невысокая стоимость труда в сочетании с достаточной технической компетенцией персонала. Но сохранится это преимущество в лучшем случае только в среднесрочной перспективе: европейские технологии значительно превосходят наши, а затраты на труд у нас стремительно растут. Проблема опережающего роста зарплат по сравнению с производительностью труда (в последние годы в среднем по России этот рост вдвое больший) характерна почти для всех отраслей экономики.

Для формирования конкурентного рынка промышленного сервиса в нашей стране есть основное условие — выраженная потребность в его услугах со стороны крупных промышленных компаний. Прозрачные стандарты деятельности, хорошее качество работ, единая отраслевая политика и сравнительно невысокие издержки, связанные с территориальной приближенностью, — вот что позволит отечественным  игрокам конкурировать с иностранными на внутреннем рынке. Более того, если местный рынок промышленного сервиса встанет на ноги, то при внимательном отношении государства наши компании смогут выйти и на международный уровень. (Например, норвежцы практикуют обмен позициями на рынках между государствами: в обмен на предоставление заказов для их компаний они пускают иностранцев на свой рынок — очень закрытый.) Создание СРО поможет и здесь: консолидация усилий подрядчиков для выполнения крупных заказов, их единая политика будут этому способствовать.

Но столь перспективное развитие отрасли возможно только при поддержке становления саморегулирования со стороны государства. Построение нормально функционирующих СРО потребует от него огромных усилий: важно отследить передачу контролирующих функций бизнес-сообществам, а также создать механизмы осуществления этих функций.