Гнать миллионы ампул

Медпрому поставили задачу выдавить импорт. Отечественные производители должны расширить свою долю рынка с 30 до 60%. Но у них это не получится до тех пор, пока государство не изменит порочную систему госзакупок

Вот она — первая ампула инсулина, выпущенная в автоматическом режиме, без участия человека!»... Александр Петров, председатель совета директоров холдинга «Юнона», показывает мне новый продукт новоуральского завода «Медсинтез», входящего в компанию. В мае здесь начнется промышленный выпуск первого российского инсулина.

Позади длительная изнуряющая борьба за лицензию (подробнее см. «Э-У» № 6 «Не более пяти часов» от 11.03.08): документ получили только в середине апреля. Поэтому на майские аукционы не попали. Будут теперь к октябрьским готовить трехмесячный складской запас, какой положено иметь любому производителю. Выпустить первый российский инсулин — еще полдела. Впереди у холдинга новая борьба: продукту предстоит прорываться с боями на свой же российский рынок, где импортный инсулин пока держит круговую оборону. Терять 5 млрд рублей в год зарубежные производители вряд ли захотят. Как им было хорошо — жила страна без своего инсулина, на импортной игле.

И вот на тебе, появился Петров, построил завод в Новоуральске, претендует на их миллиарды.

Роботизированное предприятие готово 24 часа в сутки гнать миллионы этих ампул. А точнее, 28,2 млн флаконов в год: 6,6 миллиона по 5 мл и 21,6 — по

3 мл. На «Медсинтезе» смогли повторить один в один технологический процесс конкурентов на Западе. С их себестоимостью. Помогавшие налаживать производство немцы из компании Bosch улетели. Все, сказали, больше русских учить нечему. Команда местных эксплуатационщиков начинает осваивать выпуск пяти типов инсулинов. Технологический процесс запуска производства после получения лицензии до выхода на полную проектную мощность требует четырех месяцев. Команду строителей пока отправили в отпуск, но с 15 мая они выходят на следующий проект — создание производства субстанции, из которой готовят инсулин. Чтобы выдержать конкуренцию с Западом, на «Медсинтезе» намерены заменить импортное сырье на отечественное.

«Медсинтез» входит в Уральский фармацевтический холдинг, создаваемый правительством Свердловской области и «Юноной». За организацию Уральского фармацевтического холдинга отвечает Александр Петров, холдинга по медтехнике — Сергей Максин, генеральный директор Уральского оптико-механического завода (УОМЗ). Оба холдинга в стадии оформления. Максинский готов объединить восемь предприятий со всей РФ, которые занимаются медицинским приборостроением. По географии холдинг не совсем уральский, получается федеральная структура. Эти два холдинга считаются точками роста уральского медпрома. Рост в отрасли наблюдается уже два года.

Подъем без результата

Поставки медтехники лечебным учреждениям России постепенно падают и уже не могут компенсировать выработку ресурса эксплуатируемого оборудования

Если в 1998 году в Свердловской области медтехнику делали три предприятия, то в 2007 году — более 30, из них десяток средних и малых появился в течение года. Продукции выпущено на 2 млрд 100 млн рублей. Это означает, что в регионе сформировалась новая отрасль — медицинское приборостроение. Она представлена как специализированными предприятиями по выпуску медтехники, так и предприятиями ОПК, гражданского машиностроения, расширяющими у себя этот сегмент. Появляются и малые инновационные компании. Для поддержки отрасли правительство области приняло инвестпрограмму на 2007 — 2010 годы. Предполагается, что объем производства медтехники вырастет к тому времени до 4,1 млрд рублей. В соответствии с планами предприятий инвестиции на НИОКР и развитие производства до 2010 года превысят 3,6 млрд рублей. При этом из областного бюджета запланировано на поддержку 140 млн рублей, в этом году выделено 30 млн рублей.

Созданием лекарственных препаратов в области занимается 12 предприятий. В их числе совсем новые, построенные в соответствии с требованиями стандартов GМP. Наиболее крупные — завод «Медсинтез» и Березовский фармзавод.

Объем производства лекарств увеличился в 2007 году в 1,7 раза. По областной программе развития фармацевтической промышленности, выпуск продукции к 2010 году по сравнению с 2005-м должен вырасти в 5,3 раза и составить 5 млрд 200 млн рублей, а инвестиции в НИОКР и производство лекарственных средств — достичь

1 млрд 800 млн рублей. Господдержка запланирована на 250 млн рублей.

Это позволяет утверждать, что в регионе сформировался потенциал конкурентных преимуществ в сфере выпуска не только медицинского оборудования, но и лекарственных препаратов. Его составляющие — опыт участия предприятий в исследовательских и опытно-конструкторских разработках, многолетняя практика организации крупного серийного производства и продвижения медтехники на отечественном рынке, наличие действующих мощностей и научно-исследовательских школ по всей стране. Казалось бы, все хорошо.

Однако возможности уральцев могут быть реализованы полнее. По данным статистики, доля медтехники и лекарств отечественного производства в 2006 — 2007 годах на российском рынке не превышала 25%. Тревожный симптом: на фоне постоянно поднимающегося спроса она не растет. Емкость рынка медицинской техники — более 70 млрд рублей. Да, 80% его физического объема

составляет продукция отечественных компаний, однако ровно такую же долю, но в денежном измерении, имеет импортное оборудование. Одновременно растут эксплуатационные затраты (расходные и комплектующие материалы, сервис, ремонт). В результате поставки медтехники лечебным учреждениям России постепенно падают и уже не могут компенсировать выработку ресурса эксплуатируемого оборудования. Потребности населения по-прежнему удовлетворяются в значительной степени за счет импорта медицинской продукции. А доля закупленных в рамках нацпроекта даже самых ходовых отечественных товаров (ультразвуковых аппаратов, эндоскопов, лабораторной техники) не превышает 10 — 15%.

Реанимированные и возбужденные нацпроектом отечественные производители требуют «продолжения банкета», хотят развиваться дальше, двигаться в правильном направлении. В правильном — значит прежде всего вернуть себе российский рынок. Как это сделать?

 pic_text1

Назрела необходимость пересмотра подходов к развитию отечественной медицинской промышленности на государственном уровне. В структуре отрасли преобладают небольшие предприятия. Их низкая капитализация делает невозможным техническое перевооружение, внедрение высоких технологий, научные разработки. А без этого не стать конкурентоспособными. Поскольку сегодня одному небольшому предприятию на рынке пробиться трудно, предполагается создание в ближайшее время в РФ четырех-пяти частно-государственных холдингов. Два из них — фармакологический и медоборудования — строятся на Урале, у которого сейчас 12% рынка медпрома страны. Опыт зарубежных стран показывает: таким производством должно заниматься небольшое число концернов. Это концентрация ресурсов.

Вопрос назрел. Три месяца назад на совещании по медпрому в Екатеринбурге Дмитрий Медведев выразил уверенность в том, что российские компании способны до 2015 года увеличить (в денежном выражении) поставки медицинских изделий на внутренний рынок практически в два раза, с 30 до 60%, тем самым отобрав контроль над российским рынком у иностранцев. Реально ли?

Как 30% превратить в 60%

Надо создать перечень медицинской продукции, критически необходимой стране, под нее выводить на тендеры только российских производителей

Сначала взглянем, как подъем медпрома выглядит по Медведеву, потом выясним, что думают на эту тему уральцы. Главное необходимое условие завоевания рынка, считает нынешний президент, — модернизация отрасли и переход на современные технологии. Путь первый: в последние годы введено в строй несколько заводов (как чисто российских, так и с участием иностранного капитала) в полном соответствии с международными стандартами. Такое расширение кооперации с иностранными партнерами, привлечение новых инвестиций — важный ресурс роста: он повышает конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, позволяет выходить на экспорт.

Кстати, многие уральцы с лучшими образцами продукции туда уже просачиваются. Но доля экспорта российских медицинских изделий не превышает 15% от объема производства, а должна быть не менее 30 — 40%.

Другой путь перехода на современные технологии — развитие серийного производства медтехники на предприятиях российского оборонно-промышленного комплекса, Росатома, Роскосмоса. Они были пионерами в разработке современных наркозно-дыхательных аппаратов, искусственной почки, хирургического инструмента. Однако сегодня этим занимаются мало. Хотя зарубежный опыт показывает: практически все ведущие производители вооружения в мире являются одновременно лидерами и в сфере медтехники.

Достаточно привести пример General Electric, Siеmens, Philips.

В России эти тенденции проявляются значительно медленнее, потому что большинство предприятий ОПК предпочитает разовые заказы на поставку отдельных партий. Их риски, конечно, снижаются. Но заодно падает конкурентоспособность, поскольку полностью исключается шанс стабильного выпуска значительных партий, уменьшаются возможности расширять линейку продуктов. В этой связи в правительстве России сейчас, рассказал Дмитрий Медведев, разрабатываются меры ускорения развития производства медтехники на предприятиях ОПК. Предусматривается также создание целевой программы, которая направлена на увеличение объема и эффективности научных разработок в этой сфере.

Уральские участники рынка предлагают свой алгоритм превращения 30% в 60%. Первое: облегчить допуск на рынок, ввести принцип «одного окна». Второе, тоже «бюрократическое»: допуск на рынок хорошо зарекомендовавших себя предприятий должен быть не по каждому изделию, а по видам. Третье: укреплять взаимодействие предприятий с органами власти через ассоциации, защищать рынок от недобросовестных поставщиков — как зарубежных, так и отечественных. Четвертое: содействовать развитию производств. Необходимо переводить нацпроект в госпрограмму. Ведомственная программа развития высокотехнологичных медицинских изделий на предприятиях ОПК уже на выходе. И таких будет несколько, они охватят весь спектр производств медпрома. Пятое: создать перечень медицинской продукции, критически необходимой стране, под нее выводить на тендеры только российских производителей. Пример: когда нагрянула угроза атипичной пневмонии, мы у Японии не могли купить маски. Шестое: развивать науку и выстроить механизм передачи разработок тем, кто их может реализовать, например в ОПК. Вкладывая в науку меньше, чем мировые лидеры (а у них — 7,5% от оборота), мы никогда и никого не догоним. Поставим здесь точку, хотя список можно продолжать.

Преобразование нацпроекта в гос­программу, полагают на Урале, должно сопровождаться двумя стратегическими решениями. В госпрограмме, во-первых, должен быть госзаказ. Во-вторых, государство должно иметь в своих руках рычаги управления такой важнейшей социальной сферой, как здоровье нации. Медицинская промышленность в системе госбезопасности играет не меньшую роль, чем оборонная.