Один к одному

Темпы роста добровольных отчислений граждан на будущую пенсию начали снижаться. Чтобы переломить тенденцию, власти нашли способы и ресурсы, стимулирующие людей самостоятельно заботиться о будущей пенсии. Однако для того, чтобы механизм заработал, необходима масштабная информационная кампания

Результаты работы негосударственных пенсионных фондов (НПФ) на территории региона в 2007 году оказались довольно противоречивы. С одной стороны, радуют показатели роста клиентской базы по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), с каждым годом все больше людей решают перевести накопительную часть своей пенсии из Пенсионного фонда России (ПФР) в НПФ. Но с другой — снижается динамика привлечения клиентской базы в секторе негосударственного пенсионного обеспечения. Между тем дефицит ПФР из-за демографического спада в конце 90-х годов налицо: работающее население уже не в состоянии обеспечить финансирование потребностей старшего поколения. Какие факторы могут и должны стимулировать приток дополнительных денег в пенсионную индустрию? Об этом шла речь на заседании круглого стола «Тенденции и перспективы рынка НПФ на Урале», организованном журналом и аналитическим центром «Эксперт-Урал».

По рублю

 pic_text1
Чтобы обеспечить привлекательность этих инвестиций для будущих поколений, нужно постоянно показывать, что деньги работают, и работают эффективно

Самые большие надежды участники рынка возлагают на реализацию закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», подписанного президентом России 30 апреля этого года. Документ разработан и принят в рекордные для российского законотворческого процесса сроки — за год: Владимир Путин озвучил идею создать стимулы развития дополнительного пенсионного обеспечения в докладе федеральному собранию в апреле 2007-го. «Были опасения отдельных участников пенсионного рынка, что законопроект после выборов могут “заиграть”, но, как мы видим, этого не произошло. Государство осознает остроту проблемы», — констатирует заместитель руководителя Свердловского отделения ПФР Салтанат Бахтикиреева.

 pic_text2

Напомним суть предложенной схемы. Если гражданин решит добровольно откладывать себе на старость, государство из Фонда национального благосостояния будет добавлять на каждую тысячу положенных на накопительный счет рублей еще тысячу, но не более 12 тыс. рублей в год. Работающие пенсионеры тоже могут участвовать в этом процессе, государство обещает перечислять на их счета средства уже в пропорции 4 к 1, но не более 48 тыс. рублей в год. Cрок подачи заявления через отделения ПФР — с 1 октября 2008 года по 1 октября 2013 года. Средства из бюджета будут поступать на накопительные счета граждан с 1 января 2009 года и только в течение десяти лет с момента вступления их в систему. Помогать будущим пенсионерам могут и работодатели: закон прописывает механизмы, позволяющие предприятиям дополнительно перечислять средства на пенсионные счета своих работников.

Кого может заинтересовать предложенный механизм?

 pic_text3

— Молодежь, наверное, не откликнется, — полагает Салтанат Бахтикиреева. — Вероятнее всего, интерес будет у средней возрастной группы, которой до пенсии осталось 15 лет. На мой взгляд, в меньшей степени откликнутся работающие пенсионеры: чтобы получать от государства софинансирование, они по закону должны отказываться от базовой и страховой частей своей пенсии.

Участники рынка признают, что закон прописан очень детально, проработаны все механизмы хождения денег. Однако узкое место в схеме все-таки есть — это перспективы пенсионных сбережений. Дело в том, что механизм софинансирования будет действовать только десять лет. Затем гражданин либо остается с той прибавкой к пенсии, которую он вместе с государством накопил, либо продолжает самостоятельно пополнять счет. Но для этого необходимо разработать новые механизмы — индивидуальные пенсионные счета, полагает директор по стратегическому маркетингу УК «Альфа-капитал» Вадим Логинов:

 pic_text4

— Это сугубо индивидуальная форма пенсионных накоплений, которая также осуществляется через страховые и инвестиционные компании, пенсионные фонды, банки. Перечисления на эти счета должны иметь определенные налоговые льготы. Я не думаю, что в ближайшее десятилетие правительство решится загружать нашу страну еще и этим, но в перспективе, когда через 15 лет закончится срок функционирования системы дополнительного пенсионного страхования, такая потребность возникнет.

Второй ресурс, который могут задействовать НПФ, — материнский капитал. Как известно, сертификаты на 250 тыс. рублей, которые получают женщины, родившие второго ребенка, можно направить на покупку квартиры, оплату образования или положить на накопительный счет. «Как минимум еще полтора года денег в чистом виде не будет, они начнут перечисляться только с 2010 года. Однако готовиться к этому надо, потому что это очень интересное направление для негосударственных пенсионных фондов», — считает Вадим Логинов.

 pic_text5

И, наконец, третий стимул для развития — профессиональные пенсионные системы. К сожалению, здесь пока перспективы не ясны: законопроект, прошедший первое чтение, завис в Думе из-за разногласий между правительством и работодателями. Однако Вадим Логинов считает, что при наличии политической воли он может быть принят в этом году.

Снова да ладом

Таким образом, база для изменения тренда к снижению темпов роста рынка негосударственного пенсионного обеспечения есть. Однако собрать ресурсы мало. Чтобы обеспечить привлекательность этих инвестиций для будущих поколений, нужно постоянно показывать, что деньги работают, и работают эффективно. Именно высокая доходность, которую продемонстрировали частные управляющие компании в 2004 — 2005 годах, обеспечила НПФ приток денег на накопительные счета из ПФР. Люди увидели, что это выгоднее, чем держать счета в госкомпании. К сожалению, кризис ликвидности на финансовых рынках не позволил управляющим компаниям показать аналогичные результаты в 2007-м. На этом фоне возобновилась дискуссия о необходимости пересмотра правила инвестирования пенсионных накоплений и резервов. Речь идет о снятии ограничений на инвестирование пенсионных резервов и накоплений только в бумаги высшего котировального списка А1, а также ограничений по максимальной доле в структуре НПФ паев паевых инвестиционных фондов и банковских депозитов. Эту идею давно отстаивает президент НПФ «Стратегия» Петр Пьянков. Теперь, судя по всему, лед тронулся.

 pic_text6

— При участии Национальной Ассоциации пенсионных фондов и Национальной лиги управляющих создана рабочая группа, — говорит Петр Пьянков. — Она разработала рекомендательный документ, который в ближайшее время будет направлен в Федеральную службу по финансовым рынкам. Мы понимаем, что изменение правил инвестирования сопряжено с изменением целого ряда законодательных актов, на что потребуется еще как минимум два-три года, но начинать эту работу надо сейчас.

К счастью, понимание есть, и мы надеемся, что до конца этого года основные изменения будут приняты.

 pic_text7

Вследствие новаций пенсионная система России становится все сложнее. Разобраться в ней сходу не в состоянии даже профессионалы, не говоря уже об обычных гражданах. Низкий уровень информированности людей о сути пенсионной реформы по-прежнему остается серьезным тормозом для новаций. Государство допустило серьезную ошибку на первом этапе реформы, не создав никакой платформы для просветительской работы. Тогда ее, по сути, переложили на частные компании. Это было объяснимо, потому что у власти на тот момент не было экономического интереса для перевода накопительной части пенсий в НПФ и УК. Но сегодня ситуация иная. В притоке дополнительных денег в пенсионную индустрию заинтересован прежде всего бюджет, испытывающий острый дефицит средств в ПФР. Но опасность того, что работа по информированию людей снова будет пущена на самотек, есть. По крайней мере, до сих пор кроме деклараций, никаких мер не предпринято. Здесь и заложены серьезные риски для дальнейшего развития пенсионной индустрии.

Негосударственные пенсионные фонды: итоги-2007

На рынке негосударственных пенсионных фондов Урала и Западной Сибири обозначилась тенденция к сокращению количества самостоятельных компаний за счет слияний и поглощений. НПФ «Промышленность Урала» вошел в состав НПФ «Уралвагонзаводский», Сургутский МНПФ присоединился к Ханты-Мансийскому НПФ, Уральский дорожный фонд вошел в состав НПФ «Образование». Кроме того, Федеральная служба по финансовым рынкам аннулировала лицензию у пермского ПНПФ «Выбор». Таким образом, на рынке к концу 2007 года действовало 24 самостоятельных НПФ.

Динамика увеличения размера имущества для осуществления уставной деятельности падает: в уральских НПФ — с 52 до 43%, в федеральных, представленных филиалами, — с 16 до 3%.

Темпы расширения клиентской базы по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) растут: количество застрахованных в региональных фондах увеличилось по сравнению с 2006 годом на 84%, в филиалах инорегиональных НПФ — на 52%. Динамика пенсионных накоплений: 140% у инорегиональных фондов и 152% — у региональных.

Обратная тенденция в секторе негосударственного пенсионного обеспечения. Темпы роста клиентской базы снизились у всех участников исследования: у местных фондов с 20% (в 2006-м) до 10%, у филиалов — с 32 до 16%. В результате скорость прироста пенсионных резервов по уральским фондам сократилась в два раза (с 20 до 11%), по филиалам — с 53,6 до 36,5%.

По уровню доходности от размещения пенсионных накоплений семь фондов обогнали инфляцию, восемь — показали доходность выше, чем государственная управляющая компания. 

Методы и информация

В исследовании представлены 22 НПФ, включая филиалы инорегиональных. Все федеральные фонды участвуют в рейтинге только в рамках операций, осуществляемых на территории Урала и Западной Сибири.

Показатели ранжирования: объем пенсионных резервов, объем пенсионных накоплений, размер имущества для обеспечения уставной деятельности, количество участников по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.