— Правда ли, что вы заставляете генеральных директоров чистить станки?
— И не только чистить. К примеру, гендиректор «Уралшины» Сергей Серафимов на производственном участке собственными руками проводил мероприятия по системе 5С, возглавляя проектную команду. Президент группы компаний «Савва» Никита Колесников лично реализует проекты непосредственно в цехе. Гендиректор ВСМПО Владислав Тетюхин почти ежедневно принимает участие в картировании потоков создания потребительской ценности, вместе с Лин-экспертами и менеджментом. Генеральный директор Самарского завода приборных подшипников по сорок часов в месяц занимается практической реализацией методик. В группе ГАЗ директора заводов сами стояли у конвейеров с секундомерами, проводили улучшения, защищали их.
— Что это дает?
— Группа ГАЗ, к примеру, увеличивает чистую прибыль на 30%, объемы производства растут на 40 — 50% ежегодно, причем это касается всех ее предприятий. Подобные показатели характерны и для других упомянутых фирм.
— А на Урале?
— УралАЗ показывает такие же результаты. Директор этого завода Виктор Корман также стоял у конвейера. Сейчас он курирует все проекты, лично обходит все участки и подразделения, сам показывает, как вовлекать персонал в решение проблемы. За три года компания сэкономила миллиард рублей, во многом — именно благодаря Лин-преобразованиям. ВСМПО удалось за год на 50% поднять производительность критического участка в производственной цепочке, хотя изначально это казалось невозможным.
— Как происходит обучение?
— Приведу пример: в рамках Лин-школы на потоке «Новатор» было четыре группы из 60 человек.
В течение трех дней проходило обучение на площадке по производству аккумуляторов одной динамично развивающейся компании. В первый день люди знакомились с производством и особенностями производственного процесса. Во второй члены групп вместе с тренерами занимались реализацией методик Лин, задавали вопросы и вырабатывали идеи непосредственно возле рабочих мест. И на третий день эти идеи представили на общий суд.
— Что эти программы дают компаниям?
— С одной стороны, директор понимает, что происходит. С другой — люди чаще видят его и лучше взаимодействуют с начальством. Главное: реализуются ключевые принципы вовлечения, когда каждый понимает причины происходящих изменений и поэтому с ними согласен. Только поняв, каково это на практике, директор может заняться изменением системы мотивации.