Зачем гендиректору чистить станок

19 мая 2008, 00:00
  Урал

Одна из активных методик обучения — непосредственное участие управленцев в производственном процессе. О методах, применяемых в системе обучения бережливому производству Лин, рассказывает директор «Центра Оргпром» Алексей Баранов

— Правда ли, что вы заставляете генеральных директоров чистить станки?

— И не только чистить. К примеру, гендиректор «Уралшины» Сергей Серафимов на производственном участке собственными руками проводил мероприятия по системе 5С, возглавляя проектную команду. Президент группы компаний «Савва» Никита Колесников лично реализует проекты непосредственно в цехе. Гендиректор ВСМПО Владислав Тетюхин почти ежедневно принимает участие в картировании потоков создания потребительской ценности, вместе с Лин-экспертами и менеджментом. Генеральный директор Самарского завода приборных подшипников по сорок часов в месяц занимается практической реализацией методик. В группе ГАЗ директора заводов сами стояли у конвейеров с секундомерами, проводили улучшения, защищали их.

— Что это дает?

— Группа ГАЗ, к примеру, увеличивает чистую прибыль на 30%, объемы производства растут на 40 — 50% ежегодно, причем это касается всех ее предприятий. Подобные показатели характерны и для других упомянутых фирм.

— А на Урале?

— УралАЗ показывает такие же результаты. Директор этого завода Виктор Корман также стоял у конвейера. Сейчас он курирует все проекты, лично обходит все участки и подразделения, сам показывает, как вовлекать персонал в решение проблемы. За три года компания сэкономила миллиард рублей, во многом — именно благодаря Лин-преобразованиям. ВСМПО удалось за год на 50% поднять производительность критического участка в производственной цепочке, хотя изначально это казалось невозможным.

— Как происходит обучение?

— Приведу пример: в рамках Лин-школы на потоке «Новатор» было четыре группы из 60 человек.

В течение трех дней проходило обучение на площадке по производству аккумуляторов одной динамично развивающейся компании. В первый день люди знакомились с производством и особенностями производственного процесса. Во второй члены групп вместе с тренерами занимались реализацией методик Лин, задавали вопросы и вырабатывали идеи непосредственно возле рабочих мест. И на третий день эти идеи представили на общий суд.

— Что эти программы дают компаниям?

— С одной стороны, директор понимает, что происходит. С другой — люди чаще видят его и лучше взаимодействуют с начальством. Главное: реализуются ключевые принципы вовлечения, когда каждый понимает причины происходящих изменений и поэтому с ними согласен. Только поняв, каково это на практике, директор может заняться изменением системы мотивации.