В кольце искусства

Выставка в аэропорту Кольцово (Екатеринбург) способна не просто украшать пространство, но формировать среду, решать проблемы свободного времени и работать на имидж региона

В аэропорту Кольцово появились Иллюминаторы.

В русском сознании иллюминатор — круглое окно на корабле или в самолете.

В европейских языках — осветительный прибор, источник света. Понятие, хранящееся в коллективном бессознательном аэропорта (на стадии проектирования нового международного терминала существовала идея круглых окон, но уступила место функциональному подходу), выплыло и реализовалось в проект «Иллюминаторы», когда после строителей сюда пришли художники. «Пощупали» пространство: чисто, просторно — стерильно. Космическая пустота, из которой может возникнуть целый мир.

Сотворение мира

Современное искусство может подчеркнуть авангардную сущность Урала

Агентство «Артполитика» восемь лет занимается интеграцией современного искусства в общественное пространство крупнейших городов страны. Некоторые из его проектов широко известны: «Длинные истории Екатеринбурга» — роспись заборов и стен домов в городе; «Клава» — памятник клавиатуре на берегу Исети, который попал в финал конкурса «Семь чудес России». Существование искусства в формате public art не просто выводит его «в люди» из закрытой музейной ниши, но и расширяет функции. Искусство становится важнейшим средообразующим элементом.

Аэропорт — как раз та среда, которая еще требует и осмысления, и освоения. Здесь пассажиры «зависают» между небом и землей, между точкой отправления и назначения (уже не здесь и еще не там), между временем и безвременьем.

В Европе арт-освоением «пространства невесомости» занимаются несколько десятилетий, например, один из терминалов британского Хитроу принципиально создавался как галерея современного искусства. В России поле пока не пахано.

Идея «Арт Кольцово» принадлежит создателям «Артполитики» Наиле Аллахвердиевой и Арсению Сергееву. Первым этапом программы стали «Иллюминаторы». После мониторинга пространства, изучения логистики, обмеров и привязок (где лучше будет смотреться живопись, где инсталляция, а где дизайнерская мебель) родилась мысль выставки круглых картин (тондо). Круг, иллюминатор, кольцо, Кольцово, круговорот жизни, колесо времени... Когда идея точна и гармонична пространству, она дает мгновенный резонанс. На объявленный через интернет конкурс было прислано более полутысячи работ. Международное жюри высокого уровня (художник Кендал Генри, США; архитектор, урбанист Омар Акбар, Германия; художник Владимир Дубосарский, Россия; куратор Мирьям Штруппек, Бельгия; другие специалисты) разошлось во мнениях, отбирая работы в экспозицию. Одна компетентная субъективность спорила с другой не менее компетентной субъективностью.

В итоге экспозицию на втором этаже международного терминала Кольцово составили около ста произведений авторов из 27 стран. Работы выполнены общим для всех методом цифровой печатной графики на пластике, но очень разные по содержанию и изобразительным средствам.

В разнообразии, однако, обнаружился единый стержень. Форма круга диктовала обращение к первопричинам и стремление к обобщениям. Неожиданно для самих организаторов разрозненные картины выстроились в формулу мироздания, историю сотворения мира: от протоматерии и великого взрыва до появления человека и его выхода в космос.

Сотворение среды

Убеждать бизнес в том, как прекрасно и значимо искусство, смысла не имеет — разные категории. В общественном пространстве искусство должно работать. Идея «Иллюминаторов» была реализована быстро, но проект «Арт Кольцово» вынашивался и анализировался около двух лет. Руководству авиапредприятия предстояло решиться на определенный риск, ведь аналогов подобного в России не было: необычный формат, неочевидный итог. До сих пор существовали чисто украшательские опыты: выставки фотографий и живописи в Домодедово (Москва), Толмачево (Новосибирск). В концептуальном подходе к организации аэро-пространства посредством искусства Екатеринбург стал первым. Результат уже есть, и он оправдал вложения сил и средств.

Эффект непотерянного времени. Опять задержка рейса — чем заняться бедному пассажиру? Выбор невелик: телевизор с преимущественно спортивной программой; вынужденный шопинг — не в радость, а в «тратость»; недавно появились розетки для ноутбуков. В стратегических программах крупных аэровокзалов мира свободное время пассажира считается основным резервом развития аэропорта. Время ожидания не должно быть потерянным. Оно может стать временем самообразования, общения с искусством. «Когда буду в Кольцово, схожу на выставку и посмотрю видеоарт», — может запланировать сегодня «продвинутый» пассажир.

Ребрендинг. Когда не просто реконструируется старый аэропорт, а возводится новый, актуальными становятся смена имиджа, поиск обновленных бренд-кодов. Кольцово сегодня позиционируется как международный центр коммуникации. Чтобы претендовать на такой уровень, должна измениться среда и ощущение человека в ней, психологическое состояние самого аэропорта, включая и сотрудников, и пассажиров. Для этого требуются проекты международного масштаба, дающие прочную зацепку за весь мир, за наш земной шарик. По мнению Наили Аллахвердиевой, надежнее всего это делать через искусство, оно является проверенным средством межнационального общения.

Паблисити. В результате проекта «Иллюминаторы» художники всех континентов узнали это странное и красивое слово — Кольцово. Многие известные, опытные в перелетах гости Свердловской области оценили особенность, «неравнодушие места», а некоторые назвали Кольцово лучшим аэропортом страны, хотя без света «Иллюминаторов», возможно, не обратили бы внимания на чистоту залов и современность обслуживания. Пиар получился исключительно позитивным. Проект гармонично вписался в среду и не вызывает агрессии даже у тех, кто абсолютно не воспринимает современное искусство.

Имидж территории. По аэропорту встречают, по аэропорту провожают. Аэропорт является одним из ключевых моментов имиджа территории. В Кольцово все закольцовано: картины, история. Не случайно «Иллюминаторы» зажглись в День космонавтики и тем открыли и «заложили в памяти» мало известную страницу истории Урала. Оказывается, освоение космоса началось в Екатеринбурге-Свердловске: 15 мая 1942 года со здешнего аэродрома взлетел первый в мире ракетный истребитель.

В дальнейшем «Арт Кольцово» предполагает как точечные культурные акции, привязанные к важным событиям (например встреча ШОС) и даже к конкретным регионам и странам, с которыми Урал соединен воздушными рейсами (чем уже заинтересовались туристические фирмы), так и новые глобальные средовые программы.