Откройте ворота

2 июня 2008, 00:00
  Урал

Успех формирования имиджа территории во многом зависит от публичности процесса, уверен управляющий партнер консалтинговой группы «АРМ» Илья Пащенко

— Почему до сих пор ни в одном субъекте Урало-Западносибирского региона не разработана комплексная программа продвижения территории?

— На некоторых территориях России — в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге — такая работа проводилась в начале 90-х годов, когда местным властям пришлось задуматься о самостоятельном поиске и привлечении ресурсов. В Екатеринбурге, например, первая версия Стратегического плана состояла из семи ясных и мощных «локомотивных» проектов, которые должны были придать городу импульс развития в соответствии с экономическими реалиями нового века. Но в ходе развития этот план оброс множеством проектов и стал представлять собой документ, понятный лишь специалистам. Публичность его формирования и реализации постепенно сошла на нет — вместе с уходом процесса принятия властных управленческих решений из публичной плоскости. А когда формирование имиджа территории лишено публичной составляющей, и сам имидж тоже будет непубличным. Это в свою очередь существенно тормозит возможность привлечения на территорию инвестиционных ресурсов из проектов глобальной экономики.

— Почему ни элита, ни власти субъектов не могут определиться, на чем формировать имидж региона?

— Акцент можно делать, когда есть ясное видение будущего и целей. Любая работа с имиджем будет лишь попыткой «понравиться всем», что неэффективно. Кроме того, определенную сложность создает то, что управленческие команды субъектов мыслят себя именно на уровне субъектов, в лучшем случае региона. В глобальной экономике это помеха, а по некоторым оценкам, порядка 90% мировых инвестиционных ресурсов сосредоточено в проектах именно на этом уровне, лишь 7% — в проектах национальной экономики и только 3% — региональной и муниципальной. Если территории хотят развиваться — они должны искать, что смогут предложить проектам глобальной экономики и как предъявить себя им.

Свердловская область и Екатеринбург имеют большой промышленный потенциал и несколько именитых предприятий области действительно действуют на глобальном рынке. Но для развития территории этого мало. Например, у Екатеринбурга есть преимущество — это «ворота» в Среднюю Азию и через них к ресурсам мусульманского мира. То есть кроме оси Запад — Восток столица Урала может участвовать и в формировании оси Север — Юг. Но здесь начинается конкуренция с Челябинском. Поодиночке городам трудно бороться за мировые инвестиционные ресурсы, и потенциал в объединении есть. Сегодня губернаторы Челябинской и Свердловской областей Петр Сумин и Эдуард Россель часто встречаются и поддерживают хорошие отношения, но области-то живут раздельно. А если судить на американских примерах, то два миллионных города на расстоянии 200 км друг от друга — это один мегаполис. И на Урале должно быть так же. Уже сегодня в Екатеринбурге из одного района в другой можно доехать за то же время, что и до Челябинска. Челябинцы летают из своего аэропорта и из Кольцово, екатеринбуржцы отдыхают на южноуральских озерах. Примеры тесной экономической, социально-политической и ментальной связки двух миллионников могли бы существенно повысить потенциал региона, к сожалению, их пока немного.