В люди

9 июня 2008, 00:00
  Урал

Исполнительный директор федерации хоккея Челябинской области Николай Носков: «Чтобы работать детским тренером, надо жертвовать очень многим, в том числе материальной стороной дела»

— Николай Степанович, сколько детей занимается хоккеем в Челябинской области?

— Около 5 тысяч. Если сравнивать с советскими временами — существенно меньше. В те времена на спорт выделяли больше: деньги были и у заводов, и у городов, помогали профсоюзы. Почти на каждом предприятии существовали футбольная, хоккейная команды, развивались все виды спорта. В начале 90-х предприятия стали отказываться от затрат. До перестройки у нас было две группы по 12 — 14 команд в каждой, осталось вдвое меньше. Потом был очень большой провал. Но за последние 4 — 5 лет прогресс очевиден: начался приток и детей, и взрослых.

— Насколько детский хоккей затратен?

— Все зависит от того, в каких турнирах команда участвует. Первенство области дешевле, первенство России — дорого: высока стоимость переездов, игрокам и командам надо платить суточные. Недешевая форма: раньше ею снабжало предприятие — приходит ребенок в команду, его сразу экипируют, а теперь родители должны покупать все сами. Федерация, конечно, старается по мере возможности покупать форму ребятишкам.

— Количество школ растет?

— Многое изменилось с приходом нового председателя федерации, председателя законодательного собрания Челябинской области Владимира Мякуша. В Челябинске созданы две школы — «Сигнал» и имени Сергея Макарова. Это к имеющимся «Трактору», «Мечелу» и «Металлургу» в Магнитогорске.

— Школы за детей конкурируют?

— Конечно. Но в основном родители решают, в какой школе их детям играть.

— Дети охотно идут в хоккей?

— Родители приводят. Бывает, ну к другому душа у ребенка лежит, а родители заставляют заниматься именно хоккеем. Зачем — понятно: чтобы потом зарабатывать большие деньги в НХЛ. Сейчас вообще дети идут в спорт целенаправленно: добиться высоких результатов, заниматься профессионально.

— Меня интересует, как ребенок из двора может пробиться в большой спорт. 

— Во дворах в хоккей играют те, кто у нас в школах не потянул, а желание есть. В школе они играют на результат, на команду, конечно, тренеры основное внимание уделяют тем, кто более перспективен. Бывает, кто-то уходит. Так получаются дворовые команды, такая есть у нас в Центральном районе Челябинска. Работают еще секции при заводах, например,Челябинском цинковом: там тоже играют бывшие воспитанники школ. Тренеры с детьми связь не теряют, отслеживают — где ребенок, как играет. У нас для этого существуют соревнования, та же «Золотая шайба» или первенство города. Бывает, возвращаются из дворов и из слабых команд в школы.

— Как вы поддерживаете дворовые команды?

— За последние четыре года 52 команды обеспечили формой. Борта хоккейные покупаем — пластиковые, их не надо перед сезоном красить, тоже по софинансированию с городами. На полмиллиона рублей ежегодно лед оплачиваем — перед играми, чтоб ребята потренировались. ФОКи возводим, в июле еще два сдадим. В перспективе на базе каждого ФОКа должна появиться ДЮСШ с десятью командами в десяти возрастных группах. Взносы отменили с детских команд за участие в соревнованиях, и их сразу прибавилось: в прошлом году появилось четыре новых.  

— Детских тренеров хватает?

— Это очень больная тема. Чтобы работать по специальности, надо жертвовать многим, в том числе и материальной стороной дела. Педагоги считаются тренерами-преподавателями, и зарабатывают как школьные учителя. Сил тратят на подготовку детей много, а получают незаслуженно мало. 

— А детские тренеры мотивированы на результат? Каким вообще он должен быть?

— Думаю, у всех одна цель — подготовить игрока для профессиональной команды. Мы понимаем, что необходима система мотивации, прорабатываем ее. Например, изучаем возможность, чтобы тренер, подготовивший игрока для сборной, получал за него компенсацию.

Хорошо придумано в Магнитогорске. Там своя система оплаты, включающая премирование детских тренеров. Зарплата зависит от того, как команда выступила на региональном чемпионате, сколько мальчишек пришло в фарм-клуб, сколько играет в сборных, сколько стали мастерами. За каждый показатель — тренеру бонус. К примеру, пришел парень в фарм-клуб — педагог, его подготовивший, хоть с ним уже не работает, в течение двух-трех лет получает премиальные. Если воспитанник стал игроком команды, платят очень приличные деньги. Если же мальчик не заиграл, его передали в другой клуб и получили компенсацию, то подготовившему его наставнику выплачивают 10 — 15%. Есть стимул работать.