Заграница не поможет

14 июля 2008, 00:00
  Урал

Доля уральских транспортных компаний на региональном рынке международных перевозок — одна из самых низких по стране. О причинах рассказывает руководитель уральского филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Юрий Калиновский

— Уральские перевозчики занимают только 17% рынка международных грузоперевозок УрФО. В чем причины?

— Основная — уральские грузоотправители пытаются снизить расходы на перевозки и ищут максимально низкие ставки, отказываясь от гарантий и качества доставки. Что происходит? Иностранные перевозчики привозят сюда груз, кстати, по более высоким тарифам, чем предлагают местные экспедиторы. А возвращаясь отсюда, они готовы взять с собой все что угодно, хоть черта с рогами, и за любую сумму, которая хотя бы частично покрывает расходы по возвращению домой. А это значительно ниже местных ставок. Наши же перевозчики, когда загружаются за границей, не имеют возможности работать напрямую с владельцем груза, им приходится работать со вторым, третьим или пятым посредником. Каждый из них берет свою долю, и российским перевозчикам остается только около 50% того тарифа, который получает иностранный перевозчик за ту же самую работу. В итоге наши компании значительно теряют на фрахте из Европы, а иностранцы у себя дома максимально защищены.

Кроме того, в нашей стране достаточно плохо реализован дорожный контроль: если инспектор поймает, к примеру, казахского перевозчика на нарушении, тот просто заплатит 1,5 тыс. рублей и поедет дальше. Если же за границей обнаружится нарушение у нашего водителя — тот заплатит на порядок больше и никуда не поедет, пока его не устранит.

Наконец, вторая значительная причина — большинство руководящих органов владельцев грузов находится в Москве, и им проще работать с московскими или иностранными перевозчиками. Результат — плохая логистика: машины не приходят вовремя, товар лежит на складе. Еще один важный фактор — неравная нагрузка по дорожным сборам. Российскому перевозчику приходится платить за дороги и дома, и в гостях. С иностранца же мы деньги собирать за наши дороги стесняемся. Закон есть, но его еще нужно применять.

— Это внешние факторы. А каковы внутренние?

— На первом месте — отсутствие квалифицированных кадров. С подвижным составом проблем нет, сегодня уже есть возможность покупать машины на близких условиях, что и у иностранцев. Появилась отсрочка по таможенным платежам, и мы можем распределять их на все время эксплуатации автомобиля. Но отправлять в международный рейс водителя, который вчера возил сено и солому из Палкино в Елкино, просто нельзя. А школы подготовки нет: система ПТУ умерла, среднеспециальные учебные заведения выпускают слишком мало. Компаниям приходится самим воспитывать кадры, но водителей просто количественно не хватает, чтобы сделать рывок в объемах перевозок. А наша задача-максимум — подняться от 17 до 50%, и это очень долгий путь. Три года назад доля была всего 9%: рост заметен, но его темпы нас не совсем устраивают.

— Какие меры могут помочь?

— У наших перевозчиков есть неиспользованные резервы. Главный — возможность расширения спектра услуг, предоставление не только услуг перевозки, но и логистики, складирования, комплектации грузов, таможенного оформления. Все это поможет привлечь местных грузоотправителей.