Первые симптомы

Аркадий Коновалов
25 августа 2008, 00:00
  Урал

Рост рынка бизнес-образования Урала и Западной Сибири замедлился. В некоторых сегментах произошло снижение объемов. В первую очередь это связано с нехваткой качественного предложения и развитием корпоративных учебных центров

Итоги ежегодного рейтинга бизнес­школ Урала и Западной Сибири, проводимого «Эксперт­Уралом», показали: 2007­й стал для уральского бизнес­образования переломным. С одной стороны, по оценке игроков объем регионального рынка впервые превысил показатель Москвы: 1,5 млрд рублей против 1,1. С другой — налицо резкое замедление динамики: по данным «Эксперт­Урала», прирост объемов рынка в денежном выражении по итогам 2007 года составил 25% против 40% в 2006­м. По некоторым сегментам (долгосрочным программам и среднесрочным корпоративным курсам) произошло даже снижение числа обученных. Основная причина, по мнению опрошенных нами экспертов, — дефицит качественных программ и компетентных преподавателей.

Частично нехватку мог бы возместить массовый выход на региональные рынки иностранных и московских компаний, который мы прогнозировали год назад (см. «Яблочко от яблоньки», «Э­У» № 13 от 02.04.07). Не случилось: первую десятку бизнес­школ, работающих в регионе, по­прежнему составляют местные компании. 32 участника рейтинга (из них только трое базируются вне Урала) заработали в 2007 году 817 млн рублей: это более половины доходов рынка. Тем не менее в тройке лидеров произошли изменения: на третье место по числу прошедших обучение вышел «Уральский центр НЛП технологий», по выручке от образовательных услуг — «Академия лидерства».

Взгляд на Запад

Наименее благоприятная ситуация сложилась в сегменте долгосрочных программ (в том числе МВА). Итоги 2006 года показывали падение темпов его прироста с 71 до 13%. В 2007­м прироста вообще не было: долгосрочный сегмент сократился на 50%. По мнению участников рынка, это связано не с отсутствием спроса, а с низким качеством предложения. «Рынок долгосрочных программ на 70% заполнен эрзац­программами, именующими себя соответствующими уровню МВА», — говорит руководитель регионального центра МИМ ЛИНК в Екатеринбурге Владимир Ромашов.

У этой медали две стороны. Как отмечают многие эксперты, на большинстве курсов МВА в Екатеринбурге преподают одни и те же люди. «Одна из проблем с МВА на Урале — нет подготовленных бизнес­преподавателей стандарта МВА: практиков из бизнеса, владеющих методиками передачи знаний и талантом преподавания, — объясняет генеральный директор компании “Центр Бизнес­Образования” (ЦБО) Ольга Жигальцова. — Мы бы уже давно привезли сюда иностранцев. Но цена была бы “несъедобной”».

Кроме того, по словам Владимира Ромашова, по­прежнему не существует законодательства в области бизнес­образования, соответствующего мировым стандартам. В результате образовательный рынок развивается медленнее самого бизнеса, а клиенты предпочитают расходовать средства в «стабильном законодательном поле», где четко отслеживаются отклонения от качества в бизнес­образовании, то есть преимущественно в Европе и США.

Возможный выход — партнерство с зарубежными школами и университетами. «Когда мы выбирали, какой МВА сюда привезти, то поняли, что нужно везти западный, поскольку к российскому доверие падает, — рассказывает Ольга Жигальцова. — Поэтому мы заключили договор с Открытым британским университетом». Презентация программы МВА от ЦБО состоится в сентябре 2008 года, основная особенность — дистанционное обучение без отрыва от работы под контролем преподавателя­тьютора. Компетентность тьюторов должна обеспечить жесткая система отбора и квалификации.

Самоучки

Второй сегмент, в котором произошло падение, — среднесрочные корпоративные программы. Одна из возможных причин — развитие компаниями­клиентами собственных учебных центров. «В корпоративном сегменте не будет серьезного увеличения спроса, — говорит генеральный директор ГК “Активные формы” Юрий Афанасьев. — В ближайшее время обучение будет развиваться по технологиям крупнейших западных корпораций: появятся внутренние университеты с собственными выращенными тренерами. А консалтинговым компаниям останутся только задачи, для решения которых обязательно наличие внешнего ресурса: обучение топ­менеджмента, финансистов, оценка корпоративного климата и так далее».

По словам руководителя отдела развития компании «Свободный выбор» Сергея Пьянкова, роль внешних провайдеров в сотрудничестве с учебными центрами предприятий — оснащение методологиями, технологиями, проведение специализированных программ, разработка и применение интерактивных форм обучения, аудит и консалтинг организационного развития, «заточка» всех методов работы под задачи предприятия. «Тенденцией последнего времени стало обучение и развитие не отдельных руководителей, а сложившихся команд, способных оптимизировать и наладить функциональный блок, проект или бизнес в целом», — отмечает директор центра «Профессионал» Наталья Кузнецова.

Таким образом, среднесрочный корпоративный сегмент все чаще смещается в сторону краткосрочного, когда команде компании­клиента необходимо решить какую­либо конкретную задачу в ходе курса обучения. В результате сегмент краткосрочных программ остается наиболее стабильным: в 2007 году рост составил 13% по открытым программам и 6% — по корпоративным.

А корабль плывет

На практике переход к комплексному обучению приводит к росту требований компаний­клиентов к программам бизнес­школ.

— Еще года два­три назад рынок позволял на нем работать «Остапам Бендерам», и заказ мог получить любой, кто называл себя тренером, — говорит Юрий Афанасьев. — Сейчас компании­клиенты осознают, какой продукт сколько стоит. Раньше в цене были «имена» и «шоу», сегодня — технологичные, адаптированные под запросы предприятия программы. Например, появилось понимание, что для увеличения продаж тренер­психолог мало пригоден. Он может рассказывать интересные психологические «штучки», дать хороший эмоциональный заряд, держать внимание аудитории десять часов подряд, но планируемого эффекта от такого тренинга не будет: психолог не знает особенностей рынка клиента, его продукта. Поэтому сначала необходимо определить реальную проблему, способ ее решения и только затем разработать программу обучения. Причем в ходе предварительной диагностики может оказаться, что для увеличения продаж нужно учить не продавцов, а маркетологов или логистов, поскольку корень проблемы находится в этом звене.

Что ждет рынок в ближайшей перспективе? Год назад мы отмечали, что точки роста рынка сместились в сторону долгосрочных программ — тогда этот сегмент вырос на 53%. В 2007 году ситуация изменилась: долгосрочный сегмент провалился, а средне­ и краткосрочные программы росли более чем умеренными темпами. Устойчивые позиции последнего сегмента объясняет директор межрегионального центра «Приоритет» Денис Нежданов: «На краткосрочных программах чаще работают профи, да и у заказчиков есть больше времени на проверку квалификации ведущего, поэтому здесь рынок более жесткий, но интересный, не дает деградировать, наоборот, толкает к постоянному совершенствованию квалификации».

Тем не менее точкой роста краткосрочный сегмент стать не способен: по мнению большинства игроков, он достаточно развит и насыщен. Бизнес­школам придется развивать средне­ и долгосрочные программы, опираясь на собственную репутацию или бренд западных партнеров. Пока же спрос на качественные курсы в этих сегментах (и в первую очередь МВА) превышает предложение. В качестве иллюстрации: в 2009 году Московская школа управления Сколково начнет в столице прием на очный курс МВА. На 60 мест в первом наборе подано уже более 600 заявок — в том числе из регионов.

Методы и информация

Рейтинг центров бизнес­образования Урало­Западносибирского региона составлен журналом «Эксперт­Урал» на основе собственной методики. География проекта: Свердловская, Челябинская, Тюменская, Оренбургская, Курганская области, Ханты­Мансийский и Ямало­Ненецкий автономные округа, Пермский край, Башкортостан и Удмуртия.

В качестве основного критерия для ранжирования компаний принята выручка от реализации образовательных услуг за 2007 год. Для полноты картины в основной рейтинг включены данные по приросту выручки, количеству реализованных программ и числу обученных. Дополнительно приведен рейтинг по числу обученных, позволяющий оценить масштаб, динамику и специфику образовательной деятельности отдельных компаний.

В методике принята следующая классификация образовательных программ. По длительности: долгосрочные (от 1000 часов) с выдачей диплома о дополнительном (к высшему) образовании с присвоением квалификации, среднесрочные (от 72 до 1000 часов) и краткосрочные (до 72 часов). Долгосрочные программы подразделяются на МВА и прочие. Среднесрочные — на открытые и корпоративные повышения квалификации (от 102 часов), профессиональной переподготовки (от 500 часов) и другие. Краткосрочные — на открытые и корпоративные.

По типам образовательной деятельности компании поделены на три категории: полного сервиса (не привлекают внешних преподавателей), смешанного типа (используют как штатных, так и внештатных тренеров) и провайдеров (обеспечивают только сотрудничество фрилансеров и заказчиков обучающих программ).

Сравнительный анализ рынка за 2005 — 2007 годы осуществлялся по списку компаний, принимавших участие в рейтингах по итогам 2005 и 2006 годов.

Источником информации послужили данные компаний, предоставленные в ходе анкетирования. Компании, не предоставляющие информацию по выручке, в основной рейтинг не включены.