Сеть как предчувствие

Евгения Еремина
1 сентября 2008, 00:00
  Урал

Темпы роста сайта Одноклассники.ru по количеству зарегистрированных пользователей феноменальны: двукратное увеличение за шесть месяцев. С такой динамикой интернет-проекты, совмещающие социальные и развлекательные функции, сформируют новую модель общения

Виюле на сайте Одноклассники.ru зарегистрировался 20-миллионный пользователь — им оказался житель Екатеринбурга. Его имя держалось в секрете до церемонии награждения: в честь счастливчика компания «Одноклассники» решила провести в одном из ночных клубов столицы Урала грандиозную вечеринку. Подготовка мероприятия заняла около месяца. За это время, к середине августа, число зарегистрированных пользователей сайта выросло на два миллиона. Это значит, ежеминутно на сайте регистрировалось не менее 46 пользователей. О феномене популярности социальных сетей, успехах и неудачах проекта «Э-У» рассказал главный «одноклассник» страны, основатель сайта и генеральный директор компании Альберт Попков.

Портрет «одноклассника»

— Альберт, 20 миллионов зарегистрированных пользователей — это много или мало для такого вида ресурса? Сколько из них активных, заходящих на сайт регулярно?

— Конечно, это очень много: по разным оценкам, от 50 до 70% всей российской интернет-аудитории. Активно в течение месяца используется от 13 до 15 млн страниц.

В сутки сайт посещают до 5 млн человек, регистрируется в среднем 100 тыс. анкет, загружается более миллиона фотографий. В Москве, по нашим оценкам, анкеты на Одноклассниках имеют около 70% пользователей интернета. В Екатеринбурге на сайте зарегистрирован каждый третий (более 600 тыс. анкет). В этих данных мы не учитываем удаленные и заблокированные страницы. «Мертвых» анкет и анкет-двойников немного, 5 — 10%.

— С какой целью пользователи заходят на сайт и сколько времени на нем проводят?

— Средняя продолжительность работы с сайтом — 30 — 40 минут. Но этот показатель как средняя температура по больнице: кто-то заходит только для того, чтобы проверить анкету и ответить на сообщения, кто-то проводит по несколько часов. Работа с сайтом, как правило, у всех новых пользователей строится по одной и той же схеме. Сначала люди заходят и регистрируются, чтобы найти старых друзей: с кем раньше жили, учились, работали. Но оказывается, что с бывшими одноклассниками разговаривать, как правило, не о чем: кроме воспоминаний, общих тем нет. Постепенно пользователь начинает искать тех, с кем он пересекается в повседневной жизни: коллег, друзей, родственников, с кем в баню ходит, пиво по вечерам пьет. Сайт для многих становится полноценным средством общения: люди обсуждают общие темы, оценивают фотографии друг друга, знакомятся. И когда в кафе или в автобусе одна девушка говорит другой «Я всю ночь провела на Одноклассниках», все понимают, что она вряд ли искала старых друзей.

— Целевая аудитория сайта — молодежь?

— Есть анкеты разных людей: мамы иногда заводят странички новорожденным детям, а внуки — бабушкам и дедушкам. Проще сказать, среди какой категории пользователей сайт наиболее популярен. Примерно четверть всех посетителей сайта — девушки от 25 до 30 лет. Чуть меньше четверти — молодые люди 35 лет и старше. На третьем месте — девушки от 18 до 25 лет. Далее — молодые люди младше 35 и все остальные возрастные группы. Если определять еще шире: наши посетители — активно пользующиеся интернетом люди, закончившие школу и успевшие растерять друзей. В принципе портрет среднестатистического пользователя рунета такой же. За исключением того, что у нас меньше тинэйджеров, чем в среднем в сети: эта группа еще не успела закончить школу и расстаться с друзьями. Для них в этом смысле гораздо интереснее сайт В Контакте.ru, который, собственно, и ориентирован в большей степени на эту категорию. И меньше, чем в среднем по рунету, у нас людей 45 — 50 лет: им сложно разбираться в интерактивных сервисах, большинство из них пользуются интернетом только для работы с почтой и получения новостной информации.

Построить сеть

— С чего начинался бизнес?

— Идея создания сайта для поиска одноклассников возникла у меня пять лет назад (в социальную сеть проект перерос много позже). Я зарегистрировал домен, но реализовать задуманное в полной мере смог не сразу. В тот момент я работал в Англии, и создание сайта перешло в разряд дел, о которых говорят «хорошо бы когда-нибудь что-нибудь такое сделать». А дальше помог случай. Я поменял работу, и по условиям договора в течение шести месяцев не мог заниматься разработкой программ для другой компании. Вот и решил вернуться к идее создания сайта. Написал простую программу, начал постепенно ее внедрять. 5 марта 2006 года на сайте зарегистрировался первый пользователь — мой хороший друг. Первоочередная цель была некоммерческой — привлечь как можно больше пользователей. Чем больше анкет, тем больше шансов у отдельно взятого человека найти именно того, кого он ищет, а соответственно, сделать сайт интересным для широкой аудитории. На первом этапе было очень тяжело. Часто люди заходили и, не найдя никого знакомого, надолго не задерживались. Сайт развивался медленно: появлялся первый человек в своем городе, в своей школе, в классе. Продвигать проект, привлекать рекламодателей было тоже сложно — о нас никто не знал, никто не верил в успех.

Ровно через три месяца после запуска, в июне 2006 года, зарегистрировался 100-тысячный пользователь. К нам стали проявлять интерес журналисты: стали появляться статьи в газетах, сюжеты на телевидении. Был даже один забавный случай. Пятнадцать лет назад я жил в одном доме, в одном подъезде и на одном этаже с Сергеем Майоровым (ведущий программы «Истории в деталях» на телеканале СТС. — Ред.). Жизнь за эти годы нас раскидала. Я даже не знал, что он стал известным журналистом, пока случайно не увидел его программу. Мне было как-то неудобно позвонить ему и сказать: «Серега, привет, а помнишь…». Я зашел на Одноклассников, к своей огромной радости нашел его анкету и написал ему сообщение. Благодаря сайту, мы нашли друг друга. Потом он сделал замечательный телесюжет о том, как мы жили, как выбились в люди, как встретились через столько лет.

Следующий этап развития сайта начался в декабре 2006 года, когда зарегистрировался миллионный пользователь. Ситуация кардинально изменилась: люди начали находить друг друга. Как-то само по себе произошло, что пользователи рунета осознали пользу от нашего сайта. И не нужна оказалась никакая реклама — сарафанное радио сделало свое дело, популярность Одноклассников стала распространяться по стране как вирус. В июле 2007-го у нас уже было 5 млн пользователей, в декабре — семь, в феврале 2008-го — десять, а в конце июля — 20.

— Технически удавалось поддерживать такой рост?

— Безусловно, возникали проблемы, сбои, в какой-то момент мы оказались просто не готовы к таким темпам. В прошлом году сайт обслуживало 140 серверов, сейчас — около семисот. Они расположены в технических центрах, на арендуемых у крупных провайдеров площадях. В ближайшем будущем мы намерены сделать региональные серверы в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

— С какими еще проблемами пришлось столкнуться на первом этапе реализации проекта?

К 2010 году в России интернетом будут пользоваться 60 млн человек. По самым скромным подсчетам, 70 — 80% из них станут постоянными посетителями сайта Одноклассники.ru

— Было очень сложно объяснить людям, что за компанию мы представляем, чем она занимается, зачем нужен такой бизнес. Немногие верили в его перспективность. Например, прихожу в банк открывать счет для того, чтобы зарегистрировать фирму. У меня, естественно, просят представить бизнес-план. Показываю самый пессимистичный, объясняю: через год у нас будет десять миллионов пользователей, вот такой-то оборот за счет рекламы. Мне задают вопрос: а сколько сейчас людей работает в компании? Говорю: пока один, скоро выйдут еще двое сотрудников. Банкиры обычно крутили пальцем у виска и отказывали.

— А на основе чего вы делали прогноз развития компании, если сравнивать не с чем, подобных проектов в России не было?

— Опирались на два показателя. Первый — темпы роста подобных проектов в Европе. Второй, более важный, — скорость развития интернета в России. И даже сейчас основываемся на последнем показателе: правительство страны прогнозирует 60 млн русскоязычных пользователей к 2010 году. По самым скромным оценкам, 70 — 80% от этого числа станут пользователями нашего сайта.

Доходная соцответственность

— Какой из перечисленных этапов лично для вас стал переломным в развитии бизнеса?

— Когда зарегистрировался миллионный пользователь, я осознал, что хобби стало перерастать в бизнес. Нужно было либо его продавать, либо уходить с головой, доводить проект до конца. Мне поступали различные предложения о продаже: давали от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов долларов. Но в какой-то момент я решил, что в России мое будущее и сохранил сайт в своих руках. Именно с этого момента началась история Одноклассников уже как коммерческого проекта. Мы создали компанию «Одноклассники», начали размещать рекламу, приступили к поискам инвесторов.

— На чем сегодня зарабатывает сайт?

 pic_text1 Фото: Андрей Порубов
Фото: Андрей Порубов

— Во-первых, на рекламе. Мы стараемся в большей степени использовать такие ее формы, которые не раздражали бы пользователей. Например, недавно была запущена нестандартная рекламная акция компании «Альфа-страхование»: пользователи могли совершенно бесплатно застраховать размещенные на сайте фотографии от плохих оценок. Акция была воспринята настолько позитивно, что запускать ее пришлось два раза: при первом старте у «Альфа-банка» упали серверы. Там пришлось наращивать мощности и запускать проект повторно. Второй источник доходов сайта — предоставление платных сервисов. Например, отправка фотографий на мобильный телефон. Недавно мы запустили сервис «невидимка», который позволяет заходить на сайт и просматривать чужие анкеты инкогнито. В среднем эта услуга стоит порядка ста рублей в месяц.

— Но такую же услугу ваш конкурент сайт В Контакте.ru предоставляет бесплатно…

— Наша принципиальная позиция состоит в том, что человеку интересно знать, кто заходит к нему на страничку. Поэтому мы сохраняем функцию просмотра гостей анкеты. И вводим «невидимку» для тех, кому важно, чтобы его не видели на странице другого пользователя. У этой функции есть еще одно предназначение — не «светить» присутствие на сайте. Например, если человек заходит на Одноклассники с рабочего компьютера, знает, что здесь же может находиться его руководитель, и не хочет быть замеченным.

Безопасное соединение

— Как вы справляетесь с соблазном читать чужую переписку?

— У меня просто нет к ней доступа. И даже когда друзья просят посмотреть, с кем и о чем переписываются их любимые, ничем не могу помочь. Все сообщения, отправляемые пользователями, хранятся в единой базе данных. Соблазн проникнуть в нее, безусловно, велик. Но наши специалисты разработали уникальную систему самозащиты сообщений. Доступ к базе имеет ограниченное число сотрудников компании. Да и те могут воспользоваться правом доступа только в самых крайних случаях и с санкции юриста.

— О каком «крайнем случае» идет речь?

— Есть официальная процедура поступления от правоохранительных органов запроса на раскрытие и предоставление информации. В таких случаях наш гражданский долг — действовать в соответствии с законом. Но каждый запрос рассматривается нашей юридической службой в индивидуальным порядке.

— Еще один практический вопрос: на сайте много «клонов». Например, натыкаешься на несколько сотен анкет Дмитрия Медведева. Как-то можно технически вычислить, какую ведет именно он?

— Вопрос с клонированием анкет публичных персон мы решаем с помощью прямого обращения к предполагаемому владельцу странички. В случае с Медведевым мы направили официальный запрос в администрацию президента, чтобы нам подтвердили, какая из анкет является подлинной страницей главы государства. Ждем ответа. Интересный случай был с анкетами Филиппа Киркорова. На нашем сайте у него две странички: одну ведет его PR-служба, вторую — он сам. Я не верил в то, что он лично отслеживает анкету, пока он не пригласил меня на свой юбилейный концерт. Вообще, те анкеты, чью подлинность нам удается подтвердить лично у звезды, мы отмечаем специальным значком «Одноклассники гарантируют».

— Кто самый популярный образец для «клонирования»?

— Роман Абрамович и Анжелина Джоли.

— А у кого больше всего друзей?

— У Владимира Жириновского.

Перспектива общения

— Функция сайта, на ваш взгляд, социальная или развлекательная?

— Первоочередная задача сейчас — сделать его ресурсом, на котором людям бы хотелось проводить свободное время. Поэтому мы делаем ставку на развитие развлекательных сервисов: рейтинги, оценку фотографий, общение по группам, форумы.

В скором времени у нас появится «звездный раздел», куда мы поместим подлинные анкеты знаменитостей (певцов, спортсменов, политиков), расскажем, что их связывает с Одноклассниками, какие сюрпризы они готовят для своих поклонников. Кроме того, будут запущены новые развлекательные сервисы: возможность сделать виртуальный подарок, послать поцелуй, кинуть помидором. Фактически мы строим новую модель общения: для людей не имеет значения, как далеко друг от друга они находятся и чем занимаются в данный момент.

— 20 млн пользователей — это пик популярности сайта и социальных сетей? Или он еще впереди?

— Вместе с ростом числа интернет-пользователей в России будет расти и наша аудитория. Поэтому 20 миллионов — не предел. Но такого повального увлечения, как в этом году, ожидать уже вряд ли стоит.

В какой-то момент невероятно большое количество людей одновременно осознали, что есть сайты, с помощью которых можно находить старых и новых друзей, общаться, знакомиться. Пользователи просто сходили с ума: просиживали на Одноклассниках ночи напролет, а некоторые и того хуже — весь рабочий день. То же происходит, когда мы, например, покупаем машину: сначала человек буквально «поселяется» в ней, но постепенно привыкает, и она становится лишь средством передвижения. Социальные сети в процессе развития будут превращаться в один из способов общения людей.

Альберт Попков

35 лет. Родился в Южно-Сахалинске. С 16 лет трудился в отделе разработки школьных и бытовых компьютеров московского НИИСчетМаша, в течение семи лет занимался созданием обучающих, игровых и системных программ.

В середине 1990-х работал над созданием веб-приложений для таких компаний, как Canon, Simon & Schuster Publishing. С 2000 по 2006 год — директор по разработке в крупнейшей онлайновой справочной службе Англии 192.com. Также участвовал в создании европейской социальной сети Passado.