Рост на пользу качеству

Спецвыпуск
Москва, 29.09.2008
«Эксперт Урал» №38 (346)
О тенденциях на рынке азотных удобрений, итогах работы компании в 2007 году и перспективах ее развития рассказывает генеральный директор ОАО «Минеральные удобрения» Геннадий Шилов

— Геннадий Михайлович, как мировая конъюнктура 2007 года отразилась на вашем предприятии?

— Рост мировых цен на сельхозпродукцию, обусловленный развитием рынка биоэнергоносителей, повлек за собой рост цен на минеральные удобрения. По данным отчета Fertecon World Fertilizer Review, за последние четыре года цены на карбамид на мировом рынке увеличились в 2,5 раза, достигнув в 2007 году 300 долларов за тонну (на условиях FOB в украинском порту Южный). В августе 2008 года его стоимость составила уже 800 долларов (FOB, порты Балтии). Аммиак в январе этого года стоил 510 долларов за тонну, в августе — 770 (FOB, латвийский порт Вентспилс).

Компания поставляет на экспорт существенную часть продукции: в прошедшем году — 70% произведенного аммиака и 64% карбамида. Рост цены на мировом рынке существенно сказался на результатах нашей работы: в 2007 году выручка компании на 878,5 млн рублей превысила плановый показатель бюджета и составила 2,6 млрд рублей.

Кроме того, мы наращиваем и объемы производства: по итогам первого полугодия этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого выпуск аммиака вырос на 5,7 тыс. тонн (2,2%), карбамида — на 17,3 тыс. тонн (5,7%).

— Реализуете ли вы инвестиционные проекты, способные существенно сказаться на объеме производства и ассортименте продукции?

— В настоящий момент компания практически достигла максимально возможных объемов производства на имеющемся оборудовании. Поэтому наш приоритет — постоянное обновление и реконструкция мощностей. Большинство работ в этом направлении ведется в рамках двух крупных инвестиционных проектов. Первый — модернизация агрегата аммиака с увеличением производительности до 1650 тонн в сутки. Цель — к 2009 году увеличить объем производства на 17% до 572,3 тыс. тонн в год и снизить норму расхода природного газа на 20 куб. метров на тонну.

В рамках второго проекта — перехода предприятия на двухлетний межремонтный пробег — мы ставим задачу уменьшить время простоя агрегатов на капитальном ремонте. Как следствие, в 2010 году объем выпуска карбамида должен возрасти на 45 тыс. тонн, товарного аммиака — на 9 тыс. тонн. К 2008 году внеплановые остановки уже уменьшились на производстве аммиака втрое, карбамида — вдвое. Достигнув заявленной среднесуточной производительности агрегата аммиака, компания может войти в тройку лидеров среди предприятий России, а также стран ближнего зарубежья и сохранить лидирующие позиции в перспективе.

Кроме двух основных программ мы проводим мероприятия, направленные на рациональное использование сырьевых, энергетических и материальных ресурсов. К числу таких проектов относится установка испарительного конденсатора для холодильной установки производства аммиака немецкой фирмы Grasso Refrigeration, внедрение частотных регуляторов для межступенчатых вентиляторов, замена конденсатоотводчиков. В результате этих и подобных мероприятий экономия за I полугодие 2008 года составила 18,3 млн рублей.

Перспективы нашего развития мы связываем с диверсификацией производства, строитель­ством современных производств и выпуском нового продукта.

— На внутренний рынок вы поставляете существенно меньшую долю продукции, чем на внешние. Планируете ли поменять это соотношение?

— Компания ориентирована на экспорт: спрос, а вместе с ним и цена на азотные удобрения на мировом рынке постоянно растет. Российские компании, продающие от 70 до 90% производимых минеральных удобрений на внешнем рынке, симметрично повысили цены и на внутреннем.

Рост цен на удобрения вместе с политикой удержания цен на продукты питания поставили под удар отечественное сельхозпроизводство. Правительство пытается повлиять на ситуацию и склонить российского производителя удобрений к преференциям внутренним потребителям. 20 апреля 2008 года введены таможенно-тарифные меры для снижения цен на минеральные удобрения внутри страны: 8,5% от суммы экспортных поставок производителей минудобрений взимается государством в пользу российских сельхозпроизводителей. Пока эта мера введена сроком на год. Но ситуация на мировом рынке такова, что внешний рынок остается для производителей минеральных удобрений более привлекательным.

— Как компания справляется с ростом цен на энергоносители и тарифов на электроэнергию?

— Это острейшая проблема для химической отрасли. Любое повышение цены на сырье ведет к увеличению цены на продукцию. Но на данный момент ситуация на мировом рынке азотных удобрений позволяет успешно работать и при мировых расценках на газ.

— Каким вы видите 2008 год для своей компании и отрасли в целом?

— 2008 год стал годом резкого повышения спроса и соответственно цен на азотные удобрения. Что касается компании, то мы нацелены не только на сохранение конкурентоспособности, но и на увеличение прибыли. Для этого идет постоянная работа по нескольким направлениям. Прежде всего это контроль качества продукции. На предприятии организована работа по реагированию и удовлетворению пожеланий и требований наших клиентов. Топ-менеджмент проводит личные встречи с потребителями. Специалисты компании находят пути улучшения продукта по всей технологической цепочке, от производства до поставки. Так, по желанию клиента мы можем придавать карбамиду особые свойства, к примеру, обрабатывать его антислеживающей добавкой. Кроме того, мы перешли к сервисной поставке собственными минераловозами, что сохраняет качество продукта при транспортировке. Наши достижения в области качества подтверждены международными сертификатами ISO 9001 и ISO 14001 и Золотым сертификатом, полученным на IV Ассамблее качества наряду с ОАО «Тольяттиазот» (флагман производства минеральных удобрений в России).

У партнеров

    «Эксперт Урал»
    №38 (346) 29 сентября 2008
    Рынок недвижимости
    Содержание:
    Бум отменяется

    Кризис на рынке недвижимости достиг пика. Вернуть спрос может снижение себестоимости строительства, развитие ипотечного кредитования и грамотное планирование будущих проектов

    Реклама