Само пойдет. Подернем?

У малого бизнеса гораздо больше проблем, чем предполагается решить пакетами законов, внесенных в Госдуму. Но чтобы были преодолены хотя бы обозначенные, в законе необходимо прописать меры ответственности проверяющего органа за нарушение порядка проверок и исключить любое влияние правоохранительных органов на жизнь небольшой фирмы

Государственная дума в первом чтении приняла ряд законопроектов, так или иначе способствующих облегчению жизни малого бизнеса. Это шаг в осуществлении инициатив двух российских президентов, которые хотели бы видеть малый бизнес более работоспособным, богатым и многочисленным. Законодатели предлагают массу интересных и полезных вещей — например уведомительный порядок регистрации предприятий, ограничение числа проверок и сужение списка показаний к их проведению.

Законопроекты легли на более чем подготовленную почву. Представители малого бизнеса готовы долго и вдумчиво рассказывать о том, какие у них препятствия на пути развития бизнеса, кто, почему и как именно их проверяет. Но сопоставление проблематики этих рассказов и предлагаемых проектов показывает: нормотворчество сильно отстает от реалий. Скорее всего, закон не поможет ни начинающему бизнесмену, ни уже состоявшемуся. 

 Убить не родивши

Все начинается с барьеров на входе. Главный — финансовый. Больше всего начинающие предприниматели, конечно, недовольны тем, что банки не кредитуют бизнес периода зарождения. Банки готовы дать денег под залог, но если залога нет — нет и кредита. По словам директора Пермского магазина готового бизнеса Юлии Богушевской, эта проблема — основная на этапе создания предприятия: «У банков есть программы, но условия достаточно жесткие, если банк хоть на секунду усомнится в том, что деньги ему вернут, кредит он не даст». «Банки критично относятся к кредитованию старт-апов», — вторит заместитель директора по малому и микробизнесу Райффайзенбанка Роман Горулев, и поясняет почему: «Это рискованно. Каждый банк стремится вести консервативную политику и не рисковать деньгами вкладчиков».

По словам генерального директора Пермского центра развития предпринимательства Игоря Запевалова, средства для становления бизнеса не менее 80% предпринимателей получают либо за счет собственных сбережений, либо благодаря «теневым» схемам. В ближайшее время легче не станет: банки ужесточают требования из-за событий на мировом и российском финансовых рынках. Очевидно, что именно сейчас малому бизнесу необходима помощь государства: в виде микрофинансирования или льготного налогового периода для вновь образованных предприятий, полагает Игорь Запевалов. Однако одобренные Госдумой законопроекты таких новаций не несут.

Следующий препон для начала работы малых предприятий — бюрократический: регистрация. «Наиболее проблематично несовпадение юридического и фактического адресов. В соответствии с нормативными документами в заявлении необходимо указать адрес постоянно действующего исполнительного органа фирмы. Однако, не будучи зарегистрированной, фирма не может заключить договор аренды или обладать правом собственности на помещения», — отмечает директор торговой фирмы «АВК» (Каменск-Уральский, Свердловская область) Андрей Колмогорцев. Нормы, исключающей это противоречие, пока нет.

После регистрации необходимо, чтобы предприятие где-то «сидело». Бизнес-центр класса А, разумеется, малым не по карману. По идее, можно арендовать муниципальное имущество, но получить доступ к реестру муниципальной собственности невероятно сложно. «Муниципальные власти скрывают перечни имущества, которые можно взять в аренду», — отметил на совещании по проблемам малого бизнеса не малый предприниматель, а крупный чиновник — полпред президента в УрФО Петр Латышев. «В Екатеринбурге в свое время получить этот документ не удалось даже депутату Госдумы Евгению Ройзману. Ему в мэрии ответили, что такого не существует в природе. Он обратился в прокуратуру, а оттуда его отправили все в тот же отдел мэрии», — рассказывает председатель общественной организации «Комитет-101» (Екатеринбург) Дмитрий Головин.

В новых законах по указанным поводам ничего не говорится — очевидно, надо ждать следующих. И так по всем пунктам. Подключение к электроэнергии? Только получение разрешения на него обходится в 35 — 45 тыс. рублей за кВт (в зависимости от объема подключаемых мощностей). Примерно та же ситуация с дополнительным водоснабжением и теплом. Облегчения для малых пока нет.  

Лицензирование деятельности? Предприниматели жалуются, что в подзаконных актах отсутствует четкое описание факторов, являющихся основанием для отказа в выдаче лицензии, не полны перечни документов, которые необходимо представить для ее получения (практически везде присутствует строка «и иные документы»). Тут, к слову, небольшое облегчение имеется: один из законов обсуждаемого пакета предлагает заменить лицензирование обязательным страхованием. Однако список отраслей, где будет действовать этот закон, довольно узок: морские, речные грузоперевозки, погрузка-разгрузка на внутреннем водном и морском транспорте, услуги почтовой связи, пассажирские перевозки до 20 человек. Кроме того, в документе есть множество серьезных недостатков: например, не указаны ни предмет страхования, ни страховые случаи, ни размер страховых сумм (см. «Без кампанейщины», «Э-У» № 37 от 22.09.08).

С необходимостью получать разрешения от различных служб связана еще одна проблема — чрезвычайно большое количество документов, каждый из которых имеет определенное время действия, причем сроки процедуры часто срываются самими инстанциями. Руководитель Ассоциации малого бизнеса Красноуральска (Свердловская область) Анатолий Комар:

— Сроки рассмотрения заявок обычно не выдерживаются. Если выявляется какая-либо ошибка, это приводит к истечению периода годности некоторой части сдаваемых на рассмотрение документов. Многие справки приходится получать заново. Еще одно неудобство — короткие сроки действия документов, необходимых для прохождения следующего этапа. Например, процедура заверения документов в нотариальной конторе предполагает предоставление выписки из реестра банка, которая действует шесть дней. Если за это время копия не заверена, выписку необходимо получать заново.

А еще у малого бизнеса на этапе открытия есть требования от пожарных, милиции, сан­эпидслужб… Причем требования взаимоисключающие. Анатолий Комар приводит пример: «Требования пожарного надзора и милиции противоречат друг другу. Знаете, откуда появились ролл-ставни, открывающиеся решетки? Потому что приходит пожарный и говорит: “У вас решетки, нужно снять, это опасно в случае пожара”. За ним идет милиционер: “Нет решеток? Криминогенно: мы вам не позволим эксплуатировать”. Мелочи, но их набегало столько, что было понятно: пройти весь комплекс (землеотвод, коммуникации, строительство и прочее) по закону практически невозможно. Во-первых, очень долго, во-вторых, очень дорого». «Я прикину время на открытие бизнеса. Привлечение кредита — официально в банках 3 — 5 дней, реально дней 20. Регистрация — не пять дней, а две недели. Получение заключения СЭС вместо официальных семи дней — две недели. Та же ситуация с вывесками: вместо месяца разрешения можно получать и два. А поиск помещения вообще может занять полгода, потому что мы не в курсе, какие помещения, допустим, есть в муниципальном реестре Екатеринбурга», — отмечает один из представителей малого бизнеса.

Почему так затянут процесс согласования — тоже понятно: практически при всех разрешительных инстанциях существуют аффилированные структуры, через которые можно подготовить и согласовать разрешительную

документацию быстро и без проблем. Стоимость их услуг, разумеется, значительно выше нормативной. В итоге малые предприниматели соглашаются платить в несколько раз больше, чем положено по закону, чтобы за них зарегистрировали фирму «специально обученные» люди. «Подавляющее большинство предпринимателей прибегают при регистрации к услугам посредников», — отмечает Андрей Колмогорцев.

Стоит отметить, что подаваемый в пакете законов как новация уведомительный характер регистрации субъекта малого бизнеса фактически уже существует. Сейчас любой желающий может обратиться с заявлением в соответствующий регистрационный орган лично или написать письмо. И регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации, за исключением случаев, когда это связано с производством запрещенных к обороту товаров. Одобренный Госдумой проект законов в какой-то мере облегчает жизнь малого бизнеса: сведения, указанные в уведомлении, не требуют подтверждения третьими лицами. Еще одна важная новация: при необходимости проведения экспертиз для проверки заявительных обязанность доказывания возлагается на орган государственного контроля. «Это позволит ликвидировать процесс бесконечных разрешений и заключений специальных учреждений и организаций», — уверен вице-президент Национального фонда развития рынка недвижимости и оценочной деятельности Владимир Герасименко.

Таким образом, с точки зрения открытия бизнеса пакет законопроектов меняет немногое. Может, он облегчает жизнь уже состоявшегося бизнеса?

Выполнить нельзя нарушить

Состоявшийся малый бизнес недоволен ровно тем же, чем и нарождающийся. Это невозможность выкупа арендованного имущества и технического присоединения к сетям, сложный доступ к финансовым ресурсам и взаимодействие с регуляторами, которых, во-первых, много, во-вторых, они проверяют бизнес по устаревшим нормам. Но если, например, по техприсоединению никаких отличий в проблемах «новеньких» и «стареньких» нет, то доступ к финансовым инструментам для тех, кто ведет дело несколько лет, все же легче: банки готовы кредитовать рискованных, но высокодоходных «малых».

Зато регуляторы и проверяльщики в отношении состоявшегося бизнеса действуют с размахом. По данным Владимира Герасименко, на федеральном уровне насчитывается около 30 видов контроля, которые прописаны в законе 2001 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а также 15 специальных видов контроля, осуществляемых в порядке, установленном иными законами. Контрольные полномочия осуществляют 30 федеральных органов исполнительной власти и органы 85 субъектов Российской Федерации. По результатам мониторинга, проведенного Минэкономразвития России в 2006 году, всего в РФ проходит более 20 млн проверок (без учета налоговых и проверок правоохранительных органов), на организацию и проведение которых из федерального бюджета тратится более 162 млрд рублей.

Тратится на проверки и бизнес. По данным Сергея Борисова, председателя Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», затраты составляют не менее 10% от общего оборота. При этом незаконные выплаты, по данным Борисова, снижаются — с 9,6% от выручки в 2006-м до 6% в 2007-м, а

«в планах правительства снижение этой цифры к 2010 году до 3%». Но, судя по голосованию на том же сайте, с данными исследования «Опоры» категорически не согласны 40% посетителей, и только 9% сказали, что это справедливо для их бизнеса.

Поборы при проверках остаются важной статьей расходов бизнеса. Многочисленные ведомства издают бесчисленные инструкции. По данным председателя комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области Евгения Копеляна, Роспотребнадзор руководствуется более чем 4,5 тыс. документов (подробнее см. «Сколько нужно для проверки»). Эти инструкции иногда противоречат требованиям других ведомств, а зачастую просто нелепы. Небольшой пример.

Пожарные (Александр Сорокалетовских, начальник отдела информации и связи с общественностью МЧС России по Приволжско-Уральскому региональному округу):

— Общие требования к предприятиям по пожарной безопасности содержат достаточно большой перечень пунктов. Пути эвакуации должны быть свободны, двери — закрываться на легкооткрываемые замки и открываться по ходу движения. На окнах не должно быть решеток. Здание должно быть оборудовано противопожарной сигнализацией. Если это здание с массовым пребыванием людей, там должна быть установлена система оповещения о пожаре. Есть определенные требования к конструкциям, из которых сделаны перегородки, двери, к отделке пола и стен на путях эвакуации.

Малый бизнес (председатель комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области Евгений Копелян): 

— До сих пор Роспотребнадзор требует, чтобы в помещениях пищеблоков и предприятий медицинской сферы стены были выкрашены масляной краской. Мало того, что за это время строительные материалы уже несколько раз обновились, и по всем характеристикам соответствуют нормам санитарно-эпидемиологической безопасности. Так еще и получается, что если Роспотребнадзор потребует, чтобы на кухне в кафе стены были выкрашены масляной краской, то пожарные легко могут предприятие прикрыть: масляная краска очень горюча. 

Роспотребнадзор утешает предпринимателей. Наталья Афанасьева, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области: 

— Инструкции не потеряли актуальность. Они достаточно просты. Чем старше документ, тем проще у него требования. Этих документов осталось очень мало, и требования в них гораздо проще, чем в современных нормативных актах.

Настолько проще, что можно анекдоты рассказывать: например, что чая в сахаре должно быть только 15 граммов — по требованиям 1976 года. И ведь по этим нарушениям бизнес на самом деле штрафуют (см. «Романтики с большой дороги», «Э-У» № 38 от 29.09.08). «Некоторые устаревшие акты до сих пор не аннулированы, то всегда есть место для произвола контролирующих органов», — резюмирует Евгений Копелян.

Новые законопроекты эти очевидные ляпы не устраняют, но хотя бы сокращают число проверок. Плановые разрешаются раз в три года и ограничены по длительности (от 15 до 70 часов), внеплановые — могут проводиться только по согласованию с региональной прокуратурой. Установлен и четкий перечень нарушений контролеров для отмены результатов проверок. Законопроект сокращает количество оснований для проверок, их разрешено проводить только при наличии информации о реальном или готовящемся преступлении, а также в случае угрозы жизни и здоровью людей. 

Исключите исключения

Между тем в законе остались дыры. Необходимо, например, прописать, что проверка, которую провели, скажем, не за 70 часов, а за 75, незаконна, как и ее результаты. Хорошая новация в законах: если доказана вина проверяющего, должностное лицо будет наказано. Но стоит пойти дальше: наказывать еще и организации, в которых работают нарушители. Если подобная ответственность в законах не будет предусмотрена, закон не заработает. Как не работают сейчас нормы сроков проведения проверок налоговой инспекции: в Налоговом кодексе они прописаны, но регламентированных правовых последствий и ответственности документ не содержит. Поэтому судебная практика такова, что для налоговых органов практически нет последствий в случае нарушения.

Далее. Сейчас по закону «О милиции» у правоохранительных органов есть масса прав: например, им можно осматривать производственные, складские, торговые и иные служебные помещения; производить досмотр транспортных средств; изучать документы и изымать их. И все это — не руководствуясь уголовно-процессуальным кодексом. Результат — милицейский произвол. Один из законопроектов, одобренных Думой, забирает у милиции такие права, однако в нем оставлена лазейка: «Если речь не идет о признаках готовящегося преступления». Ее опасность видят даже депутаты Госдумы. «Сотрудникам правоохранительных органов не составит труда обнаружить в работе фирмы “признаки” готовящегося преступления, чтобы явиться с визитом на предприятие. Этим законом мы не останавливаем административный и милицейский беспредел», — заявил депутат Геннадий Гудков после заседания Думы 18 сентября.

Еще одна лазейка — так называемые исключительные случаи как основание для проверок. Так, в одном из законопроектов прописано, что прокурор области может дать разрешение на внеплановую проверку. Однако где гарантия, что он разберется в ситуации? Пример от Евгения Копеляна. В Гаринском районе Свердловской области прокуратура закрыла 12 малых предприятий, которые занимались деревообработкой. Прокурор счел, что их деятельность связана с опасными отходами (опилками), поэтому нужна лицензия. Однако в постановлении правительства России «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов» прописано, что обращение с отходами — комплекс всех этих операций. «Если отходы только образуются в процессе производства, а дальше их не сжигают и не раздают населению, то ни о каком обращении речи быть не может», — отмечает Евгений Копелян. В такой ситуации гарантией от избыточных проверок может быть только прописанная в теле закона норма о санкциях, которые будут применены к прокурору в случае, если проверку признают необоснованной и избыточной.

Кошмарные ласки  

Странно, что в такой ситуации у нас вообще существует малый бизнес. Спасает мимикрия: малые привыкли договариваться с проверяющими, более того — использовать проверки как инструмент в конкурентной борьбы. Часты случаи, когда внеплановые проверки из Роспотребнадзора или «маски-шоу» проводятся по письму прямого конкурента. Как сказал один из бизнесменов, «малый бизнес надо проверять чаще.

У меня вот все нормально, а мои конкуренты налогов не платят, откаты дают и потому демпингуют».

Сложившееся положение дел с проверками малого бизнеса, таким образом, выгодно и чиновникам, и самим бизнесменам. Законопроекты этот порочный круг не разрывают. Наоборот, рыхлые нормы могут — и будут — приводить к еще большему усилению давления на малый бизнес. Чтобы избежать этого, нужно усилить законопроекты ответственностью за результаты проверок и убрать исключения, касающиеся взаимодействия фирм и правоохранительных органов.  

Да, законы сырые, их надо дорабатывать. Но хорошо уже, что первый шаг сделан. Теперь нужно, чтобы он не стал последним: Госдуме сейчас нет дела ни до чего, кроме финансового кризиса. Между тем тяжелее всего в кризисных условиях придется как раз малым: дешевых денег не будет, потребительская способность населения сократится, а аппетиты чиновников вырастут. Необходимо как можно быстрее принимать и эти поправки, и новые законы, уничтожать устаревшие инструкции. Иначе призывы президента не кошмарить бизнес, останутся очередной попыткой как-то облегчить его жизнь. Кто помнит, сколько их было?..